Как и у любой армии, у Армии Крайовой была своя организационная структура, складывавшаяся из традиционных воинских частей и подразделений, таких как отделение, взвод, рота, батальон. Естественно, что любая войсковая часть, начиная со взвода, имела свой номер. Например, у сформированного в начале 1942 года и принимавшего участие в Варшавском восстании Словацкого взвода был номер 535.
Был в Армии Крайовой и взвод с порядковым номером 1107. Вроде бы ничем не примечательные, самые обычные цифры. Посмотрел на них и буквально через пару минут забыл. Да, если говорить о цифрах, то, наверное, так оно и есть. Но в реальной жизни за цифрами обычно стоят люди. Живые люди. Пусть даже их и называют бойцами Сопротивления, солдатами подполья или повстанцами.
Любое воинское подразделение прежде всего состоит из людей. Без них, будь то взвод, рота или батальон — это просто номер, название, но никак не боевая ударная сила. Естественно, солдаты были и во взводе № 1107. Вот только это были не обычные бойцы польского Сопротивления. Дело в том, что это был взвод… глухонемых.
Его, вернее, подпольную группу из 20 человек, в 1941 году организовал из своих учеников Веслав Яблонский (подпольный псевдоним «Лушчиц» — «Псориаз»), преподаватель физической культуры варшавского Института глухонемых и слепых. Изначально группа вошла в состав Союза вооруженной борьбы, а после его преобразования в Армию Крайову, став составной частью — отдельным взводом № 1107, её подразделения «Секира» («Топор»).
Как и в любой армии мира, бойцы взвода принимали присягу. Единственно, поскольку говорить глухонемые не могли, то принимали они её на языке жестов. В основном бойцы взвода выполняли задания по распространению подпольной печати (журналов, листовок) и транспортировке оружия. У каждого из них были документы, подтверждающие их инвалидность, а на рукаве — повязки с надписью «Taubstummе» («Глухонемой»), что позволяло им практически беспрепятственно передвигаться по всей Варшаве. Немцы, не подозревая, что глухонемые могут быть бойцами польского Сопротивления, их даже не обыскивали.
1 августа 1944 года началось Варшавское восстание. После нескольких дней боев взвод глухонемых стал 2-м взводом 3-й роты батальона «Милош», входившего в группировку, которой командовал подполковник «Славбур». На тот момент взвод насчитывал 50 бойцов, среди которых были и люди без дефектов слуха. Но глухонемые составляли большую часть личного состава подразделения. В разное время их было от 26 до 33 человек. В том числе три женщины!
Одним из рядовых бойцов взвода был русский по имени Николай. Кроме имени, на сегодняшний день известна и фамилия этого повстанца — Козырев. Но, к сожалению, это пока всё, что мы знаем о нём.
Взвод глухонемых сражался в центре Варшавы — в районе южного Сьрудмесьца. Его бойцы участвовали в боях за гимназию Королевы Ядвиги, здание Союза Христианской Молодежи и в других, не менее ожесточенных сражениях Восстания.
После того, как 2 октября генерал Коморовский («Бур») подписал условия капитуляции, бойцы взвода частью вышли из Варшавы вместе с гражданским населением, частью попали в плен, в лагерь «Санбостел» в окрестностях Бремена, откуда были освобождены уже весной 1945 года английскими войсками.
Вот небольшая информация о некоторых бойцах взвода глухонемых, которую мне удалось отыскать в польских источниках:
Рядовой (стрелок) Казимир Суловский , псевдоним «Присматривай» (Чувай — Czuwaj).
В Армии Крайовой с 1942 г. Участвовал во всех боях, в которых сражался взвод, и в защите захваченных повстанцами объектов. Был ранен, получил ожоги 1 степени после взрыва зажигательной бомбы и некоторое время находился в повстанческой больнице на Аллеях Уяздовских (Ujazdowskich). После капитуляции доставлен в лагерь Сандбостел Х В (Sandbostel XB) в районе Бремена как военнопленный номер 223523.
Рядовой (стрелок) Станислав Гайда , псевдоним «Роща» (Гай — Gaj).
Олимпиец. До войны, в 1939 году, защищал цвета польского флага в Стокгольме в беге на 5 и 10 км. В Армию Крайову его 27 июля 1944 года привлек заместитель командира взвода — подпоручика Веслава Яблонского — капрал «Иго» (глухонемой Казимир Влостовский).
Участвовал в атаке на здания гимназии Королевы Ядвиги и Союза Христианской Молодежи, оборонял важные пункты сопротивления: виллу Пневского (Pniewskiego) и здание китайского посольства.
В середине августа обнаружил в теплице Института глухонемых и слепых место, где «Иго» после капитуляции Варшавы в сентябре 1939 года закопал ящик с пятьюдесятью пистолетами.
Во время атаки на здание Союза Христинской Молодежи на улице Конопницкой Станислав, вместе со вторым глухонемым — Хенриком Насиловским, псевдоним «Красный» («Червоны»), заметили, что несколько немцев через окна выскочили из здания. Вооруженные только гранатами, повстанцы неожиданно напали на немецких солдат сзади и убили практически голыми руками. Их трофеями стали две винтовки Маузер и автомат Шмайсер.
В последние дни Восстания, во время налета и бомбардировки немецкой авиацией района площади Трех Крестов, получил контузию, его левая нога и правое плечо были засыпаны землей и щебнем. После капитуляции Восстания, вместе с воспитанниками Института глухонемых был эвакуирован в сельскую местность в окрестности Еджеюва (неподалеку от Кракова). 19 января 1945 вернулся в Варшаву.
После войны был неоднократным чемпионом Польши в беге на 5 и 10 км.
Рядовой (стрелок) Франтишек Зоненберг , псевдоним «Ольза» («Olza»).
В первые дни Восстания удерживался немцами в качестве заложника в подвалах Национального Музея. После освобождения пробрался в Институт глухонемых и слепых. Добровольцем вступил в Армию Крайову. Воевал во взводе глухонемых до самой капитуляции.
Капитаном «Рейдем», командиром 3 роты батальона «Милош», вторым взводом которого во время Восстания был взвод глухонемых, награжден Крестом Доблестных.
После капитуляции Восстания вывезен в лагерь для военнопленных Санбостел Х В (Sandbostel XB), где находился до освобождения английскими войсками. В Польшу вернулся в 1946 г.