Его картины делятся на две группы: «банкетные» и «суетливые» («vanitas»), то есть посвященные суетности жизни.
Натюрморты могли быть «беднее» и «богаче», проще и сложнее. Один из богатых и интересных — натюрморт с индюком.
Роскошно накрытый стол: серебряный кувшин и бокал с вином, драгоценный кубок из раковины «Наутилус», устрицы, маслины, два пирога — один сладкий, другой с дичью, фарфоровое блюдо с виноградом и яблоками, белая отглаженная скатерть поверх ковра…
Рядом с фруктами на тарелочке рассыпаны какие-то приправы, одну еще не совсем высыпали из кулечка. Интересно, что кулек сделан из газеты. И выглядит он так, как будто его только что свернула продавщица семечек на базаре.
Для нашего современника газета — бросовый материал, макулатура. Но газета в таком окружении — это символ высокого положения владельца стола: он получал газеты по подписке, что в те времена было роскошью. То есть, газета — атрибут богатой жизни.
То же относится и к специям. Из кулька, видимо, высыпался молотый перец, а белый порошок — может быть, сахарная пудра.
Скрупулезный художник донес до нас, что в те времена в газетах печатались какие-то рисунки. По манере исполнения можно сказать, что это не просто иллюстрация, это — карикатура.
В глубине картины — пирог с индюком. Очевидно, что индюк — чучело, которое ставилось на крышку закрытого пирога и означало, что под ним — пирог с мясом. Если сверху была утка — с утятиной, гусь — с гусятиной, индюк — с индюшатиной, если сверху был павлин или лебедь — и внутри было мясо павлина или лебедя.
На обечайке пирога виден рисунок — уже в те времена повара (вероятно, кондитеры в то время еще не выделялись из общей массы поваров) пользовались формами с выдавленными орнаментами.
Рядом — открытый пирог. Нельзя точно утверждать, что у него внутри, но предположения можно сделать. Первое — внутри лежит ломтик лимона, он занимает центральное место. Хотя это может быть и апельсин. Чуть поменьше — чернослив. Мелкие ягоды — возможно, изюм. Второе — основой этой смеси могли быть и рис, и пшено, и пшеница (цельная или дробленая, но скорее — дробленая, вроде ячневой крупы).
Для выпечки, вероятно, уже существовали разъемные формы: дно отдельно, обечайка разъемная отдельно.
Рядом с устрицами — нож. На лезвии читается монограмма художника и дата написания картины. Ручка ножа — резная из слоновой кости.
Естественно предположить, что если стол необычайно богато выглядит, это не значит, что и художник богат (хотя какая-то связь между действительностью и картиной существует). Например, мог ли художник мог владеть такой достаточно дорогой и редкостной вещью, как, например, кубок «Наутилус»? Такие кубки лучшие ювелиры изготавливали для подарков царствующим особам.
Так же обстояло дело и с чучелами птиц, и с изделиями из серебра — кувшины, блюда, ложки, ножи. Скорее всего, такие вещи он получал в гильдии художников (гильдия — это цех или, скорее, профсоюз, кооператив) на время работы над картиной.
Казалось бы, ну что может нам сообщить натюрморт о жизни? На первый взгляд, ничего конкретного: все отвлеченно, никакого отношения к действительности. Но если художник дотошен, точен в деталях, даже натюрморт может рассказать много интересного о его времени.