Какие технологии изменили мир? Телефон и пишущая машинка как инструмент эмансипации женщин

Реклама
Грандмастер

Пишущая машинка Ремингтон № 1 выпускалась с 1872 года, изобретена она была Кристофером Шоулзом из Висконсина. Оценив удобства работы с напечатанным текстом, бизнесмены стали развивать сеть бюро печатных машинок.

Телефон был изобретен Александром Беллом в 1876 году. Оценив удобство, доставляемое телефоном, общество начало телефонизироваться. Все больше телефонов соединялись в сети через телефонные коммутаторы.

Реклама

Коммутация номеров тогда была чисто ручной, что оказало огромное влияние на развитие общества, создав первые предпосылки для эмансипации. Ибо «телефонистка» — была профессией для женщин. И многие тысячи женщин по всему миру (вначале — в крупных городах) получили возможность быть самостоятельными, зарабатывая себе на жизнь. А с самостоятельностью они приобрели и независимость.

Изобретение пишущих машинок эмансипации женщин содействовало не менее, чем телефон. Ибо машинистками на этих машинках тоже становились женщины. Если до изобретения телефона и пишущих машинок в городах женщины могли работать либо работницами на фабриках, либо продавщицами в лавках, либо уборщицами (мы, разумеется, не говорим об актрисах, экзотических танцовщицах и прочих профессиях, считавшихся профессиями для женщин «полусвета», несовместимых с именем «честной женщины»).

Реклама

В XIX веке женщины «подлого происхождения» (как бы это происхождение ни называли) работали до замужества. На фабриках ли в городах, на семейном наделе ли в деревне. После замужества деревенские женщины продолжали работать на земле уже в семье мужа (все же уделяя семье большую часть времени), а вот в городах работницы, выйдя замуж, работать переставали и начинали «блюсти семейный очаг», т. е. рожать детей, воспитывать их, кормить их и мужа, вести дом. Даже если «дом» — съемная квартира или вовсе комната в рабочем бараке.

А вот женщины из среды образованных работать не могли. Они вначале получали воспитание, а потом выходили замуж и «работали женой» своего мужа (разрешалось также вышивать, музицировать (дома) и вести светский образ жизни). При этом в замужестве они даже теряли имя: жена Джона Смита становилась «миссис Джон Смит», а тот факт, что она Джейн или Кэтрин, оставался для подруг и для внутрисемейного употребления. И деваться им было некуда. Идти в работницы — значило опуститься по классовой лестнице, пойти в актрисы — вообще опозорить семью. И даже если девушка мечтала о независимости и самостоятельности, пойти против общего потока она не могла.

Реклама

А возникновение новых профессий для образованных женщин давало желающим среднего класса возможность, оставаясь в рамках привычной среды, зарабатывать себе на жизнь и быть независимыми. Профессии «машинистка» и «телефонистка» были первыми ласточками прорыва женщин в бизнес (и таковыми оставались для большинства женщин чуть ли не на целый век).

Увидев разительное отличие между документами, напечатанными на пишущей машинке и написанными от руки, деловые люди дали самый зеленый свет развитию сети бюро пишущих машинок. А в каждом таком бюро, сидя за этими машинками, стучали по клавишам десятки молодых, образованных девушек, чье образование и грамотность наконец-то оказались востребованы обществом.

Реклама

Точно так же на каждой телефонной станции десятки девушек, посменно, круглые сутки соединяли сотни и тысячи владельцев телефонов. К тому моменту, когда коммутаторы стали автоматическими, услуги телефонисток понадобились на междугородних линиях, затем — еще и в маленьких коммутаторах, которые появились в крупных офисных центрах. Рост автоматизации телефонных станций нисколько не мешал росту числа телефонных операторов.

Конечно, большая часть молодых женщин все же мечтала встретить в офисе молодого, красивого и богатого бизнесмена, выйти за него замуж, бросить работу, растить и воспитывать детей и вести дом, вышивать, музицировать и вести светский образ жизни… Но какая-то доля работающих женщин хотела таких же прав, как и мужчины. Мол, раз мы работаем, как и мужчины, причем работаем там, где мужчины работать не могут, то мы — вовсе не хуже их. Мы зарабатываем и должны иметь те же права, что и они — хотя бы, для начала, голосовать.

Появился слой работающих думающих женщин, из которого со временем появились суфражистки и прочие «эманципе», начал раскручиваться маховик борьбы женщин за свои права в обществе.

Реклама