Поэтому не удивительно, что, посмотрев трейлер фильма «Рассказы», я захотел посмотреть фильм целиком. И был уверен в том, что мне это сделать не удастся. По крайней мере, в обозримом будущем. Объясню, почему.
Трейлер, как уже было сказано, всегда немного приукрашивает фильм. Но и по трейлеру было видно, что этому интересно снятому фильму не бывать «кассовым». Не рассчитан он на большие сборы. Никаких взрывов, никакой стрельбы, никаких высокооплачиваемых звезд. Четыре скромненько снятые истории из жизни современной России. В лучших традициях жанра, родившегося в советское еще время. Когда не совсем еще покончившие с совестью режиссеры пытались вышептать правду современной жизни в виде незамысловатых рассказов или же, наоборот, замысловатых притч. Таким фильмам в советское время давали третью категорию, то есть показывали их в окраинных кинотеатрах. За этими фильмами гонялись истинные знатоки. (Даже не знаю, как написать это слово, в кавычках или без. И тех, и других среди зрителей хватало).
Так что судьба фильма была как на ладони. Прокатают его в неглавных кинотеатрах Москвы и Питера. Возможно, выпустят версию на DVD. После чего фильм «Рассказы» благополучно затеряется, если только какой-нибудь фанат не поместит его на сайты бесплатного просмотра или в трекеры. Оставалось ждать, надеяться и верить, по совету популярной песни моей студенческой юности.
Ждать пришлось недолго. Недавно кто-то выложил фильм на Youtube. За что ему честь и хвала. А с моей стороны — рецензия, которая, надеюсь, расширит число зрителей этого замечательного кинофильма.
Фабула фильма достаточно простая. Молодой писатель принес в издательство рукопись. Это сборник рассказов. Рассказы — жанр непопулярный в нынешних российских издательствах. В бывшей самой читающей стране рассказы не читают. Вот если бы роман! Два раза редактор с надеждой спрашивает автора: «А романа у Вас нет?» «Нет, — отвечает тот. — Романа нет».
В общем, рукопись не принята. Она лежит в мусорной корзине, ее оттуда случайно достают. То один, то другой сотрудник редакции скользит по тексту очередного рассказа глазами и становится героем в одной из четырех историй, которые, собственно, и составляют содержание фильма. Историй, рассказанных одним автором, но написанных в абсолютно разных жанрах. Тут тебе и комедия абсурда, и социальная сатира, и детектив в стиле «фэнтэзи», и, на закуску, любовная история вроде бунинского «Солнечного удара». Только с другой концовкой.
Пересказывать сюжет фильма — дело неправедное. Поэтому я, подражая критикам начала 20-го века, ограничусь тем, что перечислю, на какие «проклятые вопросы нашей действительности» отвечает этот фильм. Эх, красиво могли выражаться критики сто лет назад! Надо же, «проклятые вопросы»!
Вот они, эти вопросы:
1. Если все правильно организовать, результат получится замечательный?
2. Что общего у нынешнего российского строя с революционером В. Воровским?
3. Пушкин — это действительно «наше все»?
4. О чем могут трахаться мужчина и женщина?
Вопросы заданы, заинтригованный читатель спешит к экрану, чтобы стать зрителем. Собственно говоря, работа критика выполнена. Остается только сказать, что режиссер картины — Михаил Сегал, а роли исполняют актеры Дарья Носик (очень необычная, на мой взгляд, актриса), Владислав Лешкевич, Андрей Мерзликин, Игорь Угольников, Андрей Петров, Василий Мичков и Сергей Фетисов. И пообещать, что без малого два часа, необходимые для просмотра фильма, будут потрачены не зря.