Детские игры. Сколько им лет?

Реклама
Грандмастер

Эта картина до нашего времени будоражит зрителей. Она возвращает их в мир детства, в мир их игр, хотя ей больше 400 лет.

Питер Брейгель Старший. Детские игры

«Детские игры» совсем недетского художника Питера Брейгеля Старшего — картина-загадка. Сколько изображено играющих детей? Больше 100. Сколько изображено игр? Около 50. Что толкнуло художника на такую работу (она не очень велика по размеру, всего 118 на 161 см)? Можно только догадываться.

Реклама

Питер Брейгель-старший «Мужицкий» (1525−1569) — южнонидерландский живописец и график. В 1560 году Питер заканчивает картину «Детские игры» (в это время он живет в Антверпене, женат уже 7 лет).

Площадь на городской окраине, речка (слева на горизонте зеленый фон — или поля, или река Шельда, на которой стоит Антверпен), уходящая вдаль улица.

Вдоль улицы — дома. Слева от зрителя — кирпичный дом непонятного назначения. За ним — два дерева на берегу, плотина и водяная мельница (ее крышу, стены и колесо видно слева). В конце улицы — силуэт церкви.

Может быть, это Антверпенский собор. Вероятно, в те времена существовал такой водный рукав, параллельный Шельде, сегодня обнаружить его следы невозможно.

Реклама

Играющие дети везде — в домах, в реке, на площади, на улице… Их возраст не одинаков, есть постарше (они покрупнее) и помладше, приблизительно от 7−8 до 12−13 лет.

Прямо перед зрителем — здание из каменных блоков с портиком, обращенным к реке. Высокие зарешеченные окна первого этажа (верхняя часть окон похожа на витраж), окна со стрельчатыми сводами на втором этаже, крыльцо под козырьком, несколько ступенек, на которых сидят дети. Дети есть и внутри. Может быть, это школа? На стене — нечто вроде таблицы. Расписание уроков?

В стенку крыльца вделаны кольца. Похоже, что здесь — место для «парковки» лошадей, коновязь. Этой же цели может служить бревно, на котором упражняются мальчики.

Реклама

Площадь просматривается как бы сверху, скорее всего, с высоты второго этажа. Кирпичи, песок, неошкуренное бревно, брус — знаки стройки (можно приблизительно определить ширину дома: брус, на котором играют в «железный зад», имеет длину около 5 метров). Стройка еще не закончена, но близка к завершению. По крайней мере, на втором этаже можно сидеть.

Очевидно, что такую «энциклопедию игр» невозможно написать в один присест, так же как и заставить позировать детей. Скорее всего, Брейгель наблюдал за детьми и одновременно — за строительством своего дома (дом за зрителем, за рамками картины). Если это так, то среди множества детей есть кто-то из его детей. Это не могли быть мальчики (они родились после окончания картины), значит, это — его дочь Мари, год рождения которой неизвестен.

Реклама

Судя по одежде, на дворе не зима, но и не лето: все в шапочках и косынках, на детях довольно много одежды. На деревьях — свежая зелень. Скупое солнце едва пробивается из-за туч.

Прохладно, но смельчаки уже залезли в воду, один из них плавает с надутым бычьим пузырем. Речка, в которой они купаются, течет от зрителя и крутит мельничное колесо. Справа — окна водосброса.

На берегу — куча песка. Девочка вырыла пещерку, а две другие играют в «горку»: одна пытается столкнуть другую.

Слева за окном видно женщину (она красит полотно?), возле которой — трое детей. Один что-то у нее просит, а двое других смотрят в окно, на старшем — маска. Младший тянется к подоконнику, ему явно не хватает роста, чтобы увидеть улицу.

Реклама

На первом этаже — свои игры. Слева, упираясь спиной в деревянную перегородку, на полу сидит девочка, которая заканчивает одевание куклы — что-то разглаживает у нее на шее. Над ее головой — нечто вроде ступеньки, на которой видно игрушечную детскую люльку и стоящую рядом куклу в черном платье. Быть может, это Мария, а в люльке — Иисус?

Справа мы видим трех мальчиков и стоящую перед ними (спиной к зрителю) девочку. Один из них сидит на столе, в руках у него нечто вроде пропеллеров. В правой руке — веревочка, в левой — основание, в которое вставлена ось с тремя крестами белого цвета. Сейчас он резко дернет за веревочку, и ось с пропеллерами взлетит (наверное).

На столе — птица с красным хохолком, которую малец держит за хвост. На голове у него — конус из прутьев. Позади — еще один с конусом на голове, он выдувает мыльный пузырь.

Реклама

В левой руке девочки предмет, напоминающий молоток. Она, видимо, что-то хочет от этих мальчишек, но им до нее нет дела.

Ближе к зрителю две девочки играют в бабки. Одна бабка — в воздухе, на нее направлены глаза играющей. Видимо, надо подбрасывать и ловить. Кто не поймал — тот проиграл.

На огороженной лужайке мальчики занимаются гимнастикой, как бы подражая бродячим циркачам: один уже стоит на голове, второй — хочет встать (у него от старания штаны разошлись по шву и видно голый зад), а третий пытается сложиться как человек без костей. Он настолько старается, что его глаза сошлись к переносице.

Цирк, видимо, был хорошо знаком маленькой публике: дети пытаются жонглировать, вертеться на перекладине, держать вертикально шест (шеста нет, вместо него — метла). Кто-то скачет на коне, кто-то гоняет обруч, здесь меняются «втемную» (не глядя), а там — играют «об стенку».

Реклама

Нечто странное происходит в каменном строении: длинная белая лента развевается из одного окна, а из другого одну корзину выбросили, а другую спускают на веревке. Видимо, это инсценировка помощи осажденным в крепости.

Здесь дети пытаются плеткой гонять волчки. А за домом, у забора девочка внимательно изучает источник, который уже образовал приличную лужу (документальное свидетельство того, что в 1530 году девочки не носили трусы).

Брейгель нарисовал еще несколько игр, которые не расшифровываются.

Удивительно то, что от Калининграда до Челябинска (а может быть, и до Камчатки) у детей были «игры Брейгеля» (если можно так выразиться). Как эти игры попали в Россию?

Реклама