Раздираемый взбунтовавшимся ядром и, как следствие, поистине человеческими страстями, Криптон доживает свои последние помпейские дни и готовится стать историей на карте звездного неба. В связи с чем дышащая на ладан планета подвержена революционным настроениям, олицетворяет кои мятежный генерал Зод.
Выращенный на родильных плантациях Криптона, Зод призван защищать родину от любых врагов, внешних али внутренних. И не гнушается самых жестких мер, попирая ради будущего своего мира дружбу, честь и достоинство. Вот почему, узнав, что его близкий друг, ученый Джор-Эл, похитил генофонд нации Кодекс и собирается запустить его в открытый космос вместе со своим новорожденным сыном, Зод в ярости убивает соратника. Однако добраться до младенца и заветного Кодекса Зод не успел: власти подавили бунт, а генерала и его приспешников отправили заживо гнить на орбиту.
Прошли годы. Кучерявый пришелец обрел на Земле второй дом, вторую пару родителей и американское гражданство. Отрастил бороду и большое чувство ответственности за тех, кто его приютил. Однако с детства парень чувствует нутром, что чужой на этом празднике жизни. Поэтому, достигнув совершеннолетия, криптоноамериканец Кларк Кент отправляется на поиски своего естества. И находит ответы под толщей арктических льдов, тем самым активировав невидимый радиомаяк, сообщивший вырвавшемуся на свободу Зоду о местонахождении Кодекса. Теперь разгневанный генерал со своей армией мчится к Земле, чтобы расквитаться за прошлые поражения и при помощи хитроумной машины модифицировать Землю в новый Криптон…
Вся проблема в ожиданиях. От союза Зака Снайдера и Кристофера Нолана мы ждали многого. Возможно, слишком многого. И наши надежды не были беспочвенными. Ведь именно Снайдер является одним из ведущих комиксотворцев нынешнего Голливуда. За его плечами сногсшибательный псевдоисторический эпос «300 спартанцев» и философский экшн «Хранители». Ну, а кто такой Нолан для сегодняшнего зрелищного кинематографа — объяснять не нужно. И в экранизации культового комикса о похождениях Супермена мы надеялись узреть, если не революцию в жанре, подобно той, что устроил Нолан своим «Темным рыцарем», то, как минимум, мощный прорыв. Но, увы, чрезмерное ожидание есть суть всепоглощающего разочарования.
Арифметика безжалостна. В отличие от того же «Темного рыцаря» и прошлогодних «Мстителей», летний блокбастер «Человек из стали» не сумел удержать лидирующие позиции в родном прокате, катастрофично обвалившись уже на второй неделе показов на 64%. Это падение закономерно, как и постепенно снижающийся рейтинг критиков и зрителей, которые, собравшись с мыслями, начали давить продукт совместного творчества Снайдера-Нолана негативными отзывами. Что ж, мне лишь остается внести свои скромные 5 копеек, поэтому всем, кто еще питает иллюзии, дальше читать нет смысла.
Будем откровенны, в «Человеке из стали» от Снайдера остались одни ножки да рожки. По крайней мере, я не верю в то, что создатель умных и метафоричных «Хранителей» мог внезапно поглупеть до уровня выпускника детсада. А вот творчество Дэвида С. Гойера, с коим Нолан сотрудничал в написании сценария к своей трилогии о Бэтмене, никогда не отличалось стабильностью. Ведь помимо «Темного рыцаря» в его активе значатся такие откровенно фуфлыжные постановки, как «Блэйд» (особливо вторая и третья части), второй «Ворон», «Телепорт» и, как апофеоз идиотизма, сиквел «Призрачного гонщика». Он же в настоящий момент переписывает с чистого листа «Годзиллу», что, в общем-то, не сулит этому проекту ничего хорошего.
Но самый весомый вклад в создание новой франшизы о Супермене (то, что за фильмом Снайдера последуют продолжения, не вызывает никаких сомнений) сделал Кристофер Нолан, который попутно притащил за собой композитора Ханса Циммера и свой фирменный стиль «эпического комикса». Марвеловские «Мстители» могут спать спокойно: нолановские супергерои не ведают о существовании самоиронии, «эти солдаты не знают слов любви» и своей суровой физиономией способны составить конкуренцию изделию кирпичного завода. Это было не слишком критично и даже уместно в бэтмениаде, но в чем провинился в целом позитивный и дружелюбный летающий мужчина в красных труселях? Заметьте, не порождение мрачного Готэма, а потенциальный спаситель всея планеты. Который в процессе схватки с главным злодеем Зодом умудряется разнести полгорода, вероятно, успокаивая себя тем, что приносит скромную жертву во имя вселенского благополучия.
Любому эпику, а уж тем более комиксному, можно было бы простить отсутствие полутонов и интригующего сюжета. В конце концов, все мы пришли в кинотеатры не за тем, чтобы ломать голову над загадками мироздания, а отдохнуть после рабочей недели и посмотреть на то, как всесильное Добро накрутит уши абсолютному Злу. Желательно, чтоб с особым остервенением и под стройные аккорды Циммера, который умеет расставлять музыкальные акценты. Но отдохнуть не получилось.
Более того, после просмотра «Человека из стали» в голове еще долго будут звучать молоточки — эхо знатного чукалова, коим авторы упиваются за неимением иных способов привлечь зрителя к экрану. Звуковые эффекты представляют собой аудиомесиво из взрывов, ударов, музыкальных обертонов, стрельбы, криков, падающих небоскребов, летающих паровозов и гравитационных «бабахов» неведомой инопланетной машины, что создает в ушных каналах невыносимую какофонию. И так на протяжении последних 30−40 минут фильма. Видимо, авторы фильма запамятовали, что органы слуха зрителей сделаны отнюдь не из криптонского теста.
Мы искренне надеялись, что и без филигранной актерской игры (Расселу Кроу выложиться профессионально помешала густая растительность на лице, а Генри Кавиллу — ее отсутствие) «Человек из стали» продемонстрирует всю мощь и стать новейших компьютерных технологий. Что вкупе с визионерским талантом Снайдером должно было вылиться на экране в нечто прекрасное. Увы и ах, режиссер отказался от собственного стиля, предпочтя любимому слоу-мо наброс бетона и металла на вентилятор. И если криптонская часть повествования хоть как-то услаждает взор, то финальная схватка, опять же, призвана ни в чем неповинную аудиторию донельзя утомить мельтешением деталей. Скорость перемещения персонажей в кадре стремится к сверхсветовой, отчего в глазах то темнеет, то светлеет, в зависимости от того, кто из героев в настоящий момент одерживает верх. Судя по всему, сотни миллионов, потраченные на спецэффекты, ушли по назначению, но оценить красоту результата смогут самые зоркие.
Спрашивается, если все так уныло, почему лента бьет какие-то там рекорды по июньским сборам и даже вполне неплохо выглядит в прокате, несмотря на серьезные падения? Чего греха таить, мы сами стали заложниками создавшейся ситуации. Неустанно требуя от киношников все новых визуальных чудес, мы своими руками загоняем зрелищный кинематограф в категорию «для избранных». Для избранных идиотов. Жалобы можете отправлять по адресу: Калифорния, Голливуд, Спилбергу, Лукасу и иже с ними до востребования.