Ко дню рождения Виктора Цоя. Как группа КИНО записала свой лучший альбом «Группа Крови»?

Реклама
Грандмастер

В эпоху перестройки только два отечественных рок-альбома имели поистине массовую популярность. Это, конечно, «Разлука» группы НАУТИЛУС и «Группа Крови» группы КИНО. Они в удачных пропорциях сочетали в себе злободневность с яркими запоминающимися мелодиями.

Именно «Группа Крови» определила имидж Виктора Цоя на следующие три года. Это был образ сурового героического парня, одетого в чёрное и распевающего низким утробным голосом.

Сегодня трудно поверить, что до этого Цой сотоварищи разрабатывали несколько иную концепцию. А именно — писать модную молодёжную танцевальную музыку в романтическом духе DURAN DURAN (см. альбомы «Ночь» и «Это не любовь»). Но в 1986−87 годах стало ясно, что подобное направление неактуально — в моду входила героика и социальный протест. Михаил Борзыкин призывал «Выйти из-под контроля», а Константин Кинчев пел о поколении, которое «молчит по углам».

Именно успех группы АЛИСА заставил Цоя крепко призадуматься над новыми веяниями. И хотя он подтрунивал над Кинчевым в своей песне «Бошетунмай» (

Реклама
«Все говорят, что „Мы в-месте“, все говорят, но немногие знают в каком…»), другие его песни вроде «Попробуй спеть вместе со мной» — явный ответ на творчество лидера АЛИСЫ.

Свой новый блок «героических» песен группа КИНО представила на фестивале Ленинградского рок-клуба весной 1987 года. Удивительно, но слушатели приняли новый образ КИНО достаточно холодно, хотя группе и дали странный приз «За творческое совершеннолетие».

Цой в глубине души обиделся, но это не пошатнуло его уверенности в правильности выбранного пути. Той же весной группа села за запись нового альбома. На этот раз они могли это делать, не прибегая к студии Андрея Тропилло. Дело в том, что американка Джоанна Стингрей — пропагандистка

Реклама
советского рока и жена гитариста КИНО Юрия Каспаряна — подарила группе порта-студию «Ямаха МТ-44» аж с четырьмя каналами записи. По тем временам для любительской группы это было более чем круто! На фоне записей тех лет «Группа Крови» и сегодня звучит очень неплохо.

В результате группа записывалась в комфортных домашних условиях — на квартире ударника группы Григория Гурьянова. Кстати, барабаны решили использовать электронные — возможности добротно прописать живые ударные не было. Это оказалось настолько удобно, что впоследствии на студийных альбомах будут звучать исключительно драм-машины.

По окончании записи осталась ещё одна проблема — сведение альбома. После долгих раздумий на роль звукорежиссёра сведения был выбран юный ученик Андрея Тропилло — Алексей Вишня. По его воспоминаниям сведение «Группы Крови» проходило в дыму ужасных кубинских сигарет «Лигейрос» (я курил такие только в годы сигаретного кризиса и называл «нервно-паралитическими») и постоянном демонстрировании Цоем приёмов каратэ.

Реклама

Надо сказать, что тупейшие фильмы с Брюсом Ли в те годы смотрелись с напряженным интересом, и Цою очень импонировал этот образ мастера боевых искусств. Учитывая свою восточную внешность и врожденную молчаливость, Цой играл наверняка и больше не отступал от этого имиджа ни на шаг.

После окончания работы над «Группой Крови» Цой объявил Вишне, что плёнку надо утром передать Джоанне Стингрей. Звукорежиссёр с удивлением узнал, что столь замечательный альбом, над которым он трудился бесплатно, группа не собирается издавать на родине. Планировалось, что винил выйдет сразу в США, пока ещё есть мода на «glasnost-perestroyka».

И тогда Вишня совершает спонтанный и неоднозначный поступок — ночью летит на самолёте в Москву к Андрею Лукинову — одному из главных распространителей магнитофонных записей по Союзу. С оригинала быстренько делается копия, и Вишня улетает обратно в Ленинград, чтобы отдать плёнку Джоанне.

Реклама

После этого — осенью 1987 года — ничего не подозревающий Цой тут же отправляется в Алма-Ату на съёмки фильма «Игла». И тут…

В. Цой:

«Прилетел, походил по городу, смотрю, у кооперативщиков лежит. КИНО, 1988, „Группа крови“. В Ленинград прилетел — и здесь на каждом углу, в каждом ларьке. А по опросам газеты „Смена“ альбом занимает первое место. И все кооперативы говорят, что наиболее записываемая группа — это КИНО. Ну, думаю, как все отлично-то…».

На самом деле Цой испытывал двойственные чувства. С одной стороны — он был зол на «коварство» Вишни, с другой — благодаря сети ларьков звукозаписи, альбом разлетелся по СССР за считанные дни.

Определённый толчок популярности КИНО придала и мощная засветка в к-ф «Асса» (1987) с песней «Перемен!» (которая, правда, в альбом не вошла). Вскоре в программе «Взгляд» засветились и две песни из «Группы Крови» — «Война» и «В наших глазах».

Реклама

Потом вышла «Игла», «Звезда по имени Солнце» и понеслось! Популярность Цоя росла как на дрожжах. А после того, как продюсерством группы занялся матёрый Юрий Айзеншпис, КИНО стало единственным рок-коллективом, который мог в 1989−90 годах конкурировать с экспансией ЛАСКОВОГО МАЯ.

Однако в среде коллег отношение к альбому «Группа Крови» было сложным.

А. Тропилло:

«Надо сказать, что Цой всегда разрывался между трагедией, серьезностью и попсом. А трагедия не может быть попсовой. Просто по определению. Поэтому путь, который нашел Цой, его дальше формировал и не давал ему измениться. Он стал рабом этого пути. Это путь мужественного попса. Цой постепенно влез в образ, созданный не только им самим, но и группой. И если БГ мог изменить собственный имидж в какой-то момент, то Цой, по-моему, в последних альбомах этот образ только дорисовывал, и менять что-то ему было неохота и не нужно. Но совершенно ясно, что это тупиковая ветка и путь этот никуда привести не мог. Поэтому музыкальный конец КИНО был для меня очевиден».

Реклама

Б. Гребенщиков (Борис Гребенщиков 30.06.2023 г. внесён Минюстом России в реестр СМИ и физлиц, выполняющих функции иностранного агента):

«Мне кажется, тогдашняя реакция слушателей изменила его путь. И он написал песни, которые были нужны. Такие люди, как он, остро чувствуют, что на уме у каждого. Это сделало его тем самым „последним героем“, но я не уверен, что это было ему на пользу».

Вышесказанное вовсе не отменяет того, что «Группа Крови» — альбом замечательный, почти целиком состоящий из хитов. Но о песнях альбома я расскажу поподробнее уже в следующей статье.

Реклама