Хотите освоить древние ремёсла? Добро пожаловать на мастер-классы по резьбе по дереву, художественной росписи! А рядом тоненькой кистью художник представит вам современный вариант украшения… вашего собственного тела: боди-арт.
Декорация или имитация?
Музей деревянного зодчества и крестьянского быта под открытым небом — более чем шикарная декорация для праздника Огурца.
Оказывается, этот интересный проект возник ещё в 60-х годах прошлого века. Автором стал сотрудник реставрационной мастерской
Без преувеличения, возродить, сохранить и вдохнуть новую сказочную жизнь в прежнюю, ушедшую, удалось современным василисам премудрым — музейным работникам.
Туда, где в прошлом веке располагался Томилов переулок, а до революции стояли две церкви — Димитриевская с колокольней и Георгиевский храм — обе XVIII века, из разных сёл Суздальского района свезли уцелевшие деревянные строения.
И вот на пустынном месте, на берегу Каменки, возникла целая деревня: дома и придомовые постройки, ветряные мельницы и церкви, сохранившиеся с прошлых веков.
Из села Ильинкино Меленковского района «переехала» изба крестьянина-середняка, из деревни Лог Вязниковского района перевезли двухэтажный дом зажиточного крестьянина, а из деревни Каменево Камешковского района «явилась» изба, украшенная богатой резьбой.
Как жил крестьянин, какой у него был сарай, овин для сушки снопов и амбар, из какого колодца он набирал воду и в какой бане мылся — всё открыто для осмотра. Избы не пустующие. Обстановка соответствует крестьянскому укладу XIX века, включая цветущую алым огоньком герань на подоконнике. А ещё украшают территорию музея два храма Владимирской губернии: Преображенская церковь из села Козлятьево Кольчугинского района и Воскресенская церковь из села Потакино Камешковского района. Обе деревянные и обе интересные. Как говорят о них специалисты — одна самая ценная, а другая самая типичная.
Не искусственная получилась деревня, а, скорее, игрушечная, затейливая и по-хозяйски обустроенная. Любо-дорого посмотреть, как колосится пшеница, как цветут гречиха и лён, как на заднем дворе важно расхаживают гуси и пасутся козы. Непривычного к таким подробностям — да что там? — деревенским откровениям городского жителя всё приводит в восторг, всё радует его уставший от урбанизации взор. И он раскрепощается, без устали позирует, и сельские виды становятся великолепным фоном для десятков ярких снимков.
Пастораль по-французски…
Мода, если говорить современным языком, на «экранизацию» деревенской жизни возникла в Европе давно и имела как своё название — пастораль, так и вполне конкретную идею.
Большая Советская энциклопедия поясняет: «Пастораль восприняла противопоставление развращённому городу нравственно чистой деревни, интерес к природе, миру чувств и быту простых людей, однако в ней усилился (особенно в XVII в.) свойственный ещё античной буколике условный элемент, подчёркнутая стилизация простоты и безыскусственности. Условность Пасторали также сказалась в застывшей традиционности масок чувствительного пастуха, жестокосердной пастушки, мудрого старца, дерзкого соперника. В XVII в. Пастораль — характерный жанр аристократического барокко; пастухи и пастушки переживают изысканные чувства и ведут галантные диспуты на фоне изящно декорированной природы; фабула запутана многочисленными приключениями героев»
Законодательницей парковых и дворцовых ансамблей, включающих уютные уголки, как будто специально предназначенные для разыгрывания сценок с барашками и козочками, стала, конечно же, Франция.
Скромный охотничий домик Людовика XIV превратился в сверкающий дворец и символ абсолютной монархии — Версаль. На гиблом болотистом месте «выросли» леса и сады, были разбиты аллеи и клумбы, заработали 1400 фонтанов, и солнце отразилось в рукотворных озёрах и прудах великолепного парка. Один из дворцов, малый Трианон, — место для спокойного уединения, приглянулся Марии-Антуанетте. Для её развлечения была построена крохотная деревенька с молочной фермой. Дополняли композицию небольшие домики с соломенными крышами, водяная мельница и озёра.
Французскую деревеньку в королевском исполнении и сегодня с интересом осматривают туристы и, фотографируя, втайне надеются: а вдруг за зеленью идеально ровной живой изгороди мелькнёт, оживив пейзаж, стройная фигурка в изящном наряде пастушки.