О том же, чтобы эту шаткость несколько укрепить, вдумчиво прочтя священные писания, речь вообще не идет. Религиозные тексты — трудноватое чтение. Трудноватое и скучноватое.
Но в Библии есть и захватывающие эпизоды. Один из таких эпизодов — уничтожение Содома и Гоморры. Эта история читается словно отменная фэнтези. Или как захватывающий киносценарий.
Начальная сцена этого воображаемого кинофильма, размежевание Авраама и его племянника Лота, сама просится на экран. Вот они двое стоят на вершине горы, озирая и ту часть пустыни, которая спускается к зеленеющей долине реки Иордан, и ту ее часть, что словно к небесам поднимается к месту, где позже возникнет Иерусалим.
Оба они богаты. Много скота у Авраама, много скота у Лота, и начинаются взаимные распри между пастухами. За лучшие пастбища, за место у водопоя. Чтобы эти распри не переросли в войну, следует разойтись.
«…Отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево… И отделились они друг от друга. Авраам стал жить на земле Ханаанской; а Лот … раскинул шатры до Содома». (Бытие, 13)
Не обойдется это кино и без батальных сцен. Чужие цари напали на стан Лота, ограбили его и пленили вместе с семейством. Авраам пришел на помощь племяннику. Во главе мужчин своего племени он нагнал грабителей, разбил их в ночном бою и выручил родственника и все его имущество. (Бытие, 14)
Далее наш фильм постепенно превращается в фильм-катастрофу. Но сначала он кажется комедией. У шатра Авраама появляются три путника. Авраам узнает в них самого Бога в обличье его посланников, ангелов. Кстати, слово «ангелос» по-гречески означает именно «посланник», прямой перевод еврейского слова с тем же значением — «малах».
Ангелы эти — ангелы-терминаторы. Им поручено уничтожить города Содом и Гоморру, которые погрязли в грехах настолько, что истощили терпение Божье.
А этот чудной старикан, Авраам, вдруг попытался изменить Божье решение. Он принялся торговаться с самим Всевышним, словно на рынке в каком-нибудь Дамаске или в Иерихоне. И добился-таки своего, снизил планку предела гнева Господня! Обреченные на уничтожение Содом и Гоморру Бог обязался помиловать при условии, если найдется в этих городах хотя бы десять праведников. (Бытие, 18)
Чем же «отличились» жители грешных городов? Об этом сейчас сможет рассказать кто угодно, даже депутат Государственной думы. Но мы слушать гневные депутатские филиппики не станем. Прочтем лучше текст.
Если кто думает, что Бог покарал жителей Содома и Гоморры за половую распущенность вообще и за неверную сексуальную ориентацию в частности, он ошибается. Бог, судя по всему, был весьма терпим в этом вопросе к своим созданиям. Ведь он-то точно знал, из какого матерьяльца они созданы. Так что сбои в генетической программе человека — обычное дело. Опять же, Божественный разум, которым была наделена эта смешная обезьянка, генерировал в ее голове такие фантазии! И фантазии эти были могучим двигателем прогресса всего человеческого общества! При общей пользе, приносимой живым творческим воображением, с некоторыми его «заскоками» в области сексуальной можно было смириться.
Что касается Авраама и его единоплеменников подобающее и неподобающее сексуальное поведение для них разделялось ясно и четко. Будучи кочевниками-бедуинами, в вопросах секса они исповедовали простоту и фундаментализм. Секс нужен для продолжения рода. Точка. Все, что ведет к «растрате семенного фонда» — неправильно, поскольку противоречит первой Божьей заповеди, переданной людям: «Плодитесь и размножайтесь!» Поэтому одинаково богопротивными считались и педерастия, и зоофилия (довольно частый грех в пастушеских племенах), и онанизм, а также анальный и оральный секс. В наше время мы гораздо более терпимы в этом вопросе. Не правда ли? Мы ведь не бедуины какие-нибудь, а люди просвещенные.
Не за разврат возносились жалобы к Богу на жителей Содома, а за их отношение к пришельцам. Пришельцев в этом городе не любили и не привечали. В лучшем случае их насиловали, а в худшем — убивали.
Причина злодейств была совершенно жлобская. Содом и Гоморра располагались в одном из лучших для жизни мест на Земле. Здесь, в котловине, находившейся на 400 метров ниже уровня моря, было всегда тепло и протекала река Иордан. Вода и мягкий климат — что еще нужно? Тут росло все, что могло расти. Жители Содома и Гоморры никогда не знали голода. Божья благодать!
Но, опасаясь, что на всех благодати не хватит, содомитяне не желали, чтобы сюда приходили селиться другие люди. Вот и отваживали гостей, как могли, нарушая все принятые в тогдашнем мире законы гостеприимства. Именно за это окрестные народы считали жителей Содома развратными и достойными Божьей кары.
А теперь веселенькая комедия, как и было обещано, переходит в фильм-катастрофу. Ангелы-губители пришли в Содом и встретили там Лота, который предложил им свое гостеприимство. Но, как говорится, «от людей на деревне не спрячешься». Едва гости расположились на ночлег, как явились жители города и потребовали у Лота выдать пришельцев. Плохо бы кончилось дело для Лота, если бы его гости не поразили собравшихся содомлян слепотой. И это была малая доля того, на что ангелы-убийцы были способны.
Теперь не было сомнений в моральных качествах жителей этого милого города. Десяти праведников, выторгованных Авраамом у Бога, здесь не нашлось. Так что судьба Содома и Гоморры была решена.
Еще до рассвета ангелы вывели Лота с его семейством за пределы Содома и приступили к делу. Откуда ни возьмись, налетела черная туча и на обреченные города пролились сера и огонь. Это была картина, сравнимая с атомной бомбардировкой. В общем, в Содоме было хуже, чем в Помпее. Выжгло все и всех. Без остатка, без следа. А потом это место залила вода реки Иордан. Так образовалось Мертвое море. Оно в самом деле мертвое. В его ужасно соленой воде не может существовать ни один живой организм.
Божьи чудеса тем и отличаются, что не нарушают законов природы, самим же Богом установленных. Поэтому ученые могут вполне научно объяснить давнюю катастрофу, апеллируя к тому, что вся долина, где когда-то лежали Содом и Гоморра, находится как раз на границе между двумя континентами, Азией и Африкой. Африка тихонько «отъезжает» от Азии, поэтому землетрясения в этом районе — не редкость. Четыре тысячи лет назад одно из таких землетрясений могло быть настолько сильным, что из подземных недр хлынула вулканическая лава. Вот вам и огненная казнь Содома и Гоморры…
Впрочем, попытки подобного научного объяснения грозных Божьих чудес нынче стали не только не модны, но даже опасны. А вдруг оскорбишь этим чувства верующих! Уж больно все вокруг стали богомольными и к тому же на удивление обидчивыми. Такая обидчивость, может быть, и говорила бы о нежности души, если бы не сопровождалась стойким желанием немедленно начистить оскорбителю рыло. В лучших традициях религиозной морали.