Его можно было использовать, дождавшись проезда вождя по ведущей к даче охраняемой дороге. В общем, диверсанта потому и задержали, что он околачивался подозрительно близко к этой дороге. Не поверили и в историю о поломке мотоцикла.
Юлиан Семёнов создавал свои захватывающие шпионские романы на основе документальных свидетельств. Поэтому описанные им приёмы агентов и резидентов выглядят весьма достоверно. В его книге «ТАСС уполномочен заявить» и фильме по ней мы видим подробную историю внедрения резидента, создания легенды, изменения внешности, изготовления поддельных документов, всяческих подлогов и подмен. Несколько человек, ставших жертвами опасного шпиона, ничего не подозревали до последнего момента, когда в их крови было уже полно яда, который он им аккуратно и неторопливо подкладывал.
Что уж говорить о пионере Серёже из «Судьбы барабанщика» Гайдара, который прозрел, лишь узнав о покушении на жизнь отца его друга Славки сразу после того, как они с его благообразным «дядей» отправили мерзкого старика Якова тем же пароходом, которым отплывал Славка с отцом…
В приключенческой повести Владислава и Сергея Крапивиных «Шесть лет спустя», являющейся продолжением «Алых перьев стрел», фигурирует отлично подготовленный шпион «агент Голл» — сын гродненского часовщика, чья семья подалась на Запад уже после войны. Советские реалии он знал отлично, кроме того, на своём парашюте приземлился на уже подготовленную почву — его снабдили всеми данными об обстановке на местности. Нужную информацию собрал местный ксендз — Ватикан, имея представителей в социалистических странах и самом СССР, активно сотрудничал с западными спецслужбами.
Подручными ксендза-резидента были бывший кулак из этих мест, действовавший под видом глухонемого рыбака, и его дочь — учительница. Об их связи, кстати, никто не подозревал. Шпион-диверсант явился прямиком домой к местному художнику — человеку пьющему и вообще несознательному, взял у него «напрокат» одежду и документы и двинулся в крупный колхоз, как раз пригласивший этого самого художника делать оформление к празднику. По дороге в ближайшей парикмахерской изменил себе внешность.
Прокололся он из-за того, что манеру речи художника имитировал, основываясь на популярных одесских анекдотах. Опять же сыграла роль бдительность местных пионеров. Для связи шпион использовал портативные одноразовые передатчики, замаскированные под куриные яйца с советскими клеймами, антенны же имели вид рыболовной лески на катушках советского производства. После использования они самоуничтожались.
Вообще, западная разведка предпочитала не использовать эмигрантов, представления которых о жизни в СССР были далеки от реальности, а вербовать агентов из т.н. «перемещённых» — тех, кого занесло в Европу ветром войны, или беглых бандеровцев и прочих «лесных братьев». Такие агенты были особенно опасны, отлично владели любым оружием, были жестоки и безжалостны.
Но и наша разведка не отставала.
Ещё когда никто и не представлял, что революция большевиков в России увенчается успехом и будет создано первое государство, возглавляемое коммунистами, в Мексике супружеская чета иммигрантов-евреев открыла аптеку. На самом же деле эта аптека стала подпольным центром Коминтерна в Мексике, расположенным достаточно близко к границе Североамериканских Соединённых Штатов.
Эту историю рассказал мне академик
Снова вспоминая произведения Семёнова, отметим немецкого офицера Вилли Лемана, завербованного коммунистами в недолгую эпоху Веймарской республики (СССР предвидел её крах) и ставшего одним из прообразов легендарного Штирлица. Этот офицер, находясь на своём посту в СС, исправно передавал в Москву сообщения о всех мероприятиях по подготовке к войне. Он перестал выходить на связь зимой 1942 года, будучи, очевидно, ликвидирован. Как это произошло и что стало причиной провала — неизвестно до сих пор.
Безупречную легенду обеспечили себе Рихард Зорге (его подвело само начальство, в слишком открытой форме отправившее депешу для разведцентра в Шанхае), Рудольф Абель
. Провалы нашей резидентуры в Америке и Англии начались лишь тогда, когда купленные нами офицеры ФБР и ЦРУ стали слишком открыто шиковать на деньги нашей разведки — так, Джеймс Эймс, завербованный советской разведкой офицер английской сверхсекретной службы MI6, вдруг ни с того ни с сего купил себе новенький Jaguar, чего его официальная зарплата явно не позволяла.В общем, шпионы засыпаются чаще на собственных ошибках, а ведь часто можно избежать беды, если простые граждане, в том числе дети, в нужный момент проявят чуть больше бдительности. Так, в начале войны пионеры-тимуровцы задержали в Киеве опасного шпиона, который под видом слепого торговал карандашами на Крещатике.