Чтобы придать снимку дополнительный эффект или добавить недостающую деталь, с помощью метода фотомонтажа в один снимок вставляли другой, иногда пользуясь ретушью, чтобы вставленное не выглядело чужеродным.
Сейчас фотоколлажирование очень популярно благодаря наличию цифровой техники: этот вид творчества теперь доступен каждому, имеющему компьютер и фотоаппарат.
Чем отличается фотомонтаж от коллажа? Одни утверждают, что фотомонтаж — только способ и метод. Другие считают его самой простой формой коллажирования. Фотомонтаж часто применяется в рекламе: в фон вклеиваются одно, два или несколько фрагментов разных фотографий без всякой дополнительной обработки. Фотомонтажем можно считать также популярное нынче вклеивание лиц своих знакомых в знаменитые картины прошлых веков или в экспроприированные работы CG-художников, шаблонами которых с заранее вырезанными лицами полнится Интернет. Творчеством тут не пахнет, а этической стороны касаться и вовсе не будем. (Рис. 1)
Коллаж предполагает количество исходных изображений от двух и больше (их может быть столько, сколько выдержит оперативная память) и некоторую обработку в цифровых редакторах для того, чтобы склеенные куски фотографий выглядели более или менее естественно. Практически каждый человек, поставивший себе графический редактор, начинает с таких простых коллажей, используя обычно фото из семейного альбома.
Обработка коллажа включает в себя вырезание выбранных для будущей композиции фотофрагментов, цветокоррекцию, применение фильтров. Работа в каком-то смысле творческая, но итог обычно не имеет художественной ценности: сильно ощущается разнородность использованных фотографий и, как правило, объекты плохо «вписаны» в фон. (Рис. 2)
Фотоарт появился относительно недавно и носит гордую составляющую АРТ, потому что является коллажированием с разной степенью подрисовки или даже дорисовки,
Исходниками для фотоартов служат либо собственные фотографии, либо фотографии, взятые с бесплатных и платных фотостоков. К сожалению, многие авторы до сих пор пренебрегают правами других авторов — фотографов и художников, и иногда в Интернете можно видеть ожесточенные схватки обиженных и их сторонников с похитителями их интеллектуальной собственности.
Среди фотоартистов не прекращаются споры, каким должен быть процент дорисовок в фотоарте. Одни считают, что работа художественной кистью в графическом редакторе должна быть минимальной — только по необходимости: закрасить ненужное, добавить мелкую деталь, прорисовать нечеткие элементы фото или свет и тени. Но вот применение различных фильтров, масок, цветокоррекции и прочих спецэффектов обязательно. При этом конечное изображение должно иметь вид цельной фотографии. (Рис.3)
Другие видят процесс шире: возможна большая дорисовка, до 50%. Это значит, что в фотоарт-работе могут быть нарисованы одежда, мелкий персонаж, украшения, листва. И, конечно, могут использоваться фототекстуры в фонах и при рисовании отдельных кусков работы. Так что готовая работа не обязательно должна быть похожей на фотографию.
Но вот некоторые методы работы над фотоартами вызывают у фотоартистов (имеются в виду не начинающие, а «монстры фотошопа») настоящее возмущение. Это случается, когда кто-то размазывает фотографию «пальцем» фотошопа или полностью отрисовывает (замазывает кистью), например, кожу персонажа, называя этот процесс рисованием, и в итоге получает очень грубую и неряшливую имитацию рисунка. Также многие негативно воспринимают новый волшебный фильтр oil paint, который хорошо имитирует рисунок, избавляет автора от многих трудов и в конечном счете аннулирует его статус полноправного творца.
Есть еще два понятия, в основе которых лежит коллажирование.
Одно из них — матте-пейнтинг, матте-пейнт, мэт-пейнт, матте, мэт (Matte Painting) — самый сложный вид фотоарта: создание фотореалистичных бэкграундов (фонов). Матте изначально было профессиональным искусством и использовалось при создании совсем невозможных в реальном мире пейзажей для кинофильмов. Причем раньше бэкграунды писали маслом, а теперь склеивают из многих фотофрагментов. Сейчас матте-пейнтингом увлекаются многие, но это чрезвычайно трудоемкое занятие, требующее много исходников, времени, оперативной памяти компьютера и многих знаний и умений от художника.
Другое понятие — фотоманипуляция (photomanipulation). Этот термин применяется в основном в англоязычных странах и объединяет все составляющие этого явления от фотомонтажа до матте-пейнтинга. Благодаря такому упрощенному подходу, вокруг фотоманипуляций не возникает ожесточенных споров. И даже рисование поверх фото с объявлением конечного результата рисунком, которое у нас считается недостойным настоящего художника и называется «фотомахинацией», у них подпадает под красивое и округлое слово «фотоманипуляция».
Возможно, через несколько десятков лет умные головы разработают теорию фотоарта и разграничат все виды этих фотоманипуляций, но пока четких границ у них нет. Явление развивается стихийно и часто само себя компрометирует, благодаря огромному количеству работ малоподготовленных, как в художественном, так и в правовом отношении, авторов.
Доживем ли мы до того времени, когда фотоарт объявят полноценным искусством? Хотелось бы, потому что уже сейчас существует множество прекрасных работ в техниках фотоарта и матте-пейнта, достойных находиться в музейных экспозициях.