Почему митрополит Филипп отказал в благословении царю?

Реклама

Как известно, на вопрос «Надо ли платить подать Кесарю?» Христос ответил: «Отдайте Кесарю — кесарево», а потом добавил: «А Богу — Богово». Позвольте спросить: почему же митрополит Филипп отказал в благословении Кесарю?

Видимо, он решил, что требования Кесаря слишком велики, и если он выполнит их, то нарушит заповедь Христа — отдавать Богово только Богу.

Реклама

Митрополит Филипп, не прибегая вначале к открытым выступлениям против опричнины, посылал Ивану Грозному увещевательные письма, в которых призывал царя смириться и одуматься. Государю надоели эти послания. Царь стал называть Филиппа Филькой, как в народе величали простаков или простофилей. Письма от митрополита царь с издевкой именовал «Филькиными грамотами» — пустыми, ничего не значащими бумажками. Церковь, которая сделала очень многое для возвышения царской власти, сама стала жертвой самодержавной власти.

Вспомним, как Поток-богатырь из песни поэта А. К. Толстого, проснувшись после долгого сна и увидев раболепствующую пред царем толпу, не скрыл своего удивления:

Реклама

«Если князь он, иль царь напоследок,
Что ж метут они землю пред ним бородой?
Мы честили князей, но не эдак!
Да и полно, уж вправду ли я на Руси?
От земного нас бога Господь упаси!
Нам Писанием велено строго
Признавать лишь небесного Бога!»

Не кажется ли вам, что обожествление Ивана Грозного противоречило нормам русской жизни? Культ обожествления Кесаря был характерен для византийской традиции — он перешел в христианство из языческих времен. Кесари Западной Европы тоже были бы не прочь обожествлять себя, но Папа римский решительно пресек такие желания.

После падения Константинополя Москва была объявлена Третьим Римом, и византийская традиция обожествлять Кесаря перешла в Москву. Если ранее великий князь должен был делить власть с боярами и с церковью, то Иван Грозный считал, что у него есть только права и никаких обязанностей перед поданными. Он считал себя ответственным только перед Богом.

Реклама

Кстати, церковь дала Кесарю право наказывать еретиков. Так что митрополит Филипп, отказавшийся благословить Кесаря, был для царя простым еретиком. Следует отметить, что за грехи Кесарей отвечает не только сам Кесарь, но и государство, которым он руководит. За грехи царя Николая II Россия заплатила смутой гражданской войны.

Почему же нельзя признать тот факт, что в смуту самозванщины Россия расплачивалась за грехи Ивана Грозного, как сейчас она расплачивается за грехи вождей большевистской революции? Именно большевистской, а не социалистической.

В 1613 году выбрали царя. Если народ избрал царя — значит, власть народа выше царской.

В 1917 году выбрали Совет Народных Комиссаров. Никто из избранных не позволил переизбрать себя.

Только если цари жили под страхом Божьего суда, то народные комиссары в помощи Бога не нуждались. Правда, известный семинарист в очень сложный для себя момент жизни понял, что одного учения Ленина недостаточно, и вспомнил о Боге. Диктатор нуждался в благословении…

Реклама