Зачастую разные люди проявляют схожесть интересов, что обусловлено определенной исторической вехой и ее технологическим прогрессом. Одно время наблюдалось повальное коллекционирование марок, открыток, этикеток. Сегодня люди создают собственные интернет-блоги, занимаются фотографией, компьютерной графикой. Но всегда находятся те, которые становятся оригиналами, выделяясь среди остальных причудливым пристрастием.
Евгений Петров (Катаев), известный произведениями «Двенадцать стульев», «Золотой теленок», «Светлая личность» и другими, написанными в соавторстве с Ильей Ильфом, был личностью незаурядной. Только буйная фантазия Петрова могла породить на свет столь оригинальные сюжеты для романов и придумать для себя уникальное хобби, обернувшееся настоящей мистикой.
Основой коллекции писателя были почтовые марки. На первый взгляд, в этом нет ничего таинственного, ведь тогда филателия была широко распространена. Но у Евгения Петрова это выражалось в своеобразной форме — он сочинял и отсылал письма в реальные страны, но в несуществующие города и по выдуманным им самим адресам. Как результат, где-то через полтора месяца его письмо возвращалось обратно, увенчанное марками, штампами иностранных почтовых отделений и с пометкой «
Возможно, его страсть к подобному занятию так и остался бы занятной историей и поводом для шуток в тесном кругу друзей, если бы в апреле 1939 года он вдруг не получил необычный ответ на свое очередное послание.
Как всегда, Евгений по-английски написал вполне тривиальное письмо, упоминая конкретные, но придуманные события и передавая приветы членам якобы знакомой ему семьи так, как мы часто переписываемся с друзьями и близкими. А поскольку в каждую страну он писал по одному письму, то для полной комплектации ему осталось отправить последнее — в Новую Зеландию. Используя проверенную тактику, на конверте он написал вымышленный адрес и адресата.
Прошло около двух месяцев, а конверт все не возвращался. Петров решил, что он затерялся в пути и перестал ждать пополнение для своей коллекции. И вот, наконец, почтальону нашлось чем обрадовать писателя. Но каково же было его удивление, когда в руки он взял не свой конверт, привычно отштампованный, а ответ от придуманного им адресата, действительно проживающего по указанному Петровым адресу!
Самое же интересное было впереди. Письмо полностью подтверждало события, сочиненные литератором, а сам адресат обращался к нему по имени, как к хорошему знакомому. Можно было бы подумать, что угаданный адрес — случайность, а новозеландец просто оказался шутником и поддержал переписку таким своеобразным образом, если бы не приложенное фото, где Евгений Петров стоит в обнимку с крепким, незнакомым мужчиной, а на обратной стороне снимка значится дата: «
Удивительно то, что именно в этот день писатель попал в больницу с тяжелейшим воспалением легких, которое заработал, купаясь в холодных водах Черного моря. Он был без сознания, и врачи несколько дней сражались за его жизнь, предупредив родных о минимальных шансах на выздоровление.
Дабы развеять наваждение, Петров решил написать еще одно письмо и признаться, что никогда не был в Новой Зеландии, а в это время был в коме и рассказал из-за чего. Но ответа на свое письмо он уже не дождался.
С начала войны он работал военным корреспондентом, освещая события для «Информбюро» и «Правды». 2 июля 1942 года писатель, возвращаясь из Севастополя в Москву на самолете и пролетая над Ростовской областью (село Маньково), был сбит немецким истребителем. Впоследствии на месте крушения самолета был установлен памятник.
В это же время на домашний адрес Евгения Петрова пришло письмо от внезапно приобретенного новозеландского друга. В нем он напоминает, что Евгений купался не в Черном море, а в их озере, которое действительно было очень холодным, но в ответ на предостережения шутливо говорил, что не утонет, поскольку судьбой ему уготованная иная смерть — гибель в авиакатастрофе. В завершение новозеландец просит Евгения быть осторожным и не летать слишком часто. Но, как мы знаем, прочитать корреспонденцию писателю было не суждено.
Эта мистическая, затейливая и в то же время драматическая история была экранизирована и впервые представлена в Москве 29 мая 2012 года. Короткометражный фильм
Действия в фильме перенесены на середину восьмидесятых годов, что повлекло за собой несколько незначительных изменений в событиях истории. Но это не помешало режиссеру передать основные моменты, а Кевину Спейси талантливо и естественно сыграть главную роль, вместив всю бурю эмоций в семнадцать минут.