Порой поступают совсем просто: одну и ту же картинку тиражируют с разными текстами. Похоже, авторы соревнуются в примитивизме — у кого шутки площе, а картинки проще.
Что это? Эпидемия тупости? Лень мозга? Деградация общества в целом?
На самом деле всё проще и глубже одновременно.
Что мы используем в Интернете прежде всего? Наши глаза. Через них проходит первая и основная часть информации. И далеко не всегда наш разум «фильтрует» то, что мы видим. Зрение — самый древний инструмент восприятия. Во времена, когда на кону стояла жизнь, только острый глаз мог спасти от хищника или подсказать, где скрывается пища. Ветер мог отнести запах в сторону, звуки мог скрыть ветер. Но шевеление травы показывало, где крадется лев или прячется индейка. Это самое древнее и самое развитое чувство. Поэтому мы через глаза воспринимаем гораздо больше, чем через другие органы. И доверяем им чаще. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — гласит пословица.
Но фокус в том, что чем примитивнее изображение, тем легче и однозначней его понимают разные люди. В наше время популярность автора или ресурса определяется количеством «лайков» и просмотров. Чем их больше — тем круче. А что при этом «подумал кролик» — никого не волнует. Эпидемия «мемизации» Интернета — это всего лишь погоня за рейтингом. И если на первом месте по популярности — голая попа (простите за каламбур), то на втором — «точка, точка, запятая…» с дурацкой подписью.
Хуже всего то, что «примитивчики» затягивают. Можно не заметить, как пролетит час-другой за их просмотром. Оглянешься на время и ужаснешься, на что его потратил.
Конечно, есть специализированные ресурсы, на которых можно разглядывать исключительно шедевры живописи или 3D. Но ВКонтакте — это самый демократический ресурс, это зеркало современной психики нашего народа. Это ежедневная интеллектуальная пища миллионов. И то, что «пипл хавает», наводит на печальные размышления о будущем этого «пипла».
Ведь «мемы» и «примитивчики» генерирует зачастую сам народ. И, что важнее, тиражирует по своим страницам.
Можно ли бороться с этим явлением?
А можно ли бороться с Макдоналдсом? Можно! Просто не есть в нем. С интеллектуальным «макдональдсом» бороться ещё проще. Не разглядывать, не тиражировать. Пропагандировать настоящее искусство и действительно стоящие мысли. Создавать в том же ВКонтакте группы интеллектуалов, ценителей изобразительного искусства и любителей мудрости. Да и хорошая шутка нужна, как воздух. Только не стоит её вливать в поток плоского юмора. Как говорится, если смешать банку варенья с банкой нечистот, то получится две банки нечистот.
Культура — не место для демократии. Здесь всегда есть деление на аристократию и чернь, на «ниже пояса» и выше. И как бы не был доступен и открыт Интернет, сути культуры он не изменит. Ведь она либо есть, либо её нет. И смех — лучший индикатор этого.