Хитов на альбоме, вышедшем в 1976 г., было уйма — это и риффовая «I Wish», и стилизованное под ретро посвящение джазовым музыкантам прошлого «Sir Duke» (Дюк — это, конечно, джазмен Дюк Эллингтон). Но нас с вами более интересуют две другие песни с альбома.
«Isn't She Lovely» («Разве она не прекрасна?») интересует нас просто потому, что она красивая, лиричная, её любят женщины. Правда, посвящена она не женщине, а девочке — точнее, новорождённой дочери Уандера — Айше. Мама Айши — Иоланда Симмонс — родит музыканту ещё одного ребёнка, но, помня о предыдущей неудаче в браке, Стиви на Иоланде так и не женится.
Вторую песню, о которой пойдёт речь, масса народа знает лишь опосредовано. Впервые услышав «Pastime Paradise» Стиви Уандера, многие воскликнут: «Так это же практически „Gangster's Paradise“ — убойный хит рэппера Coolio 1995 года выпуска?».
Начнём по порядку. Увлечённый синтезаторами Уандер приобретает в 1975 году раритетный аппарат Yamaha GX1 весом 300 кг и стоимостью 60 тыс. долларов. Таких синтезаторов было выпущено не менее 50 штук, то есть, это был новейший и моднейший гаджет того времени. С помощью него Стиви и записал те самые знаменитые струнные партии в «Pastime Paradise», почти неотличимые от живых инструментов.
Звукорежиссёр Гэри Олазабал:
«Позже мы прокрутили песню для одного легендарного музыканта, чьё имя я не хочу называть, чтобы не расстраивать его. Он спросил Стиви, где записывали струнные, и Стиви ответил, что это Лондонский филармонический оркестр. Ну, парень поверил ему, хотя мы со Стиви пошутили; к счастью, парень ушёл и больше не появлялся в студии. Я сказал: „Стиви, давай ему скажем правду“ — так и не сказали».
И вот однажды, спустя почти 20 лет, друг Кулио по прозвищу L.V. начал напевать мелодию припева «Pastime Paradise». Тут на Кулио снизошло вдохновение, и он тут же начал сочинять свой текст. При этом рукой сурового рэппера, по его словам, чуть ли не впервые водило что-то не злое, а доброе. Это не был очередной хит про баб, шикарные тачки и неимоверную бандитскую крутизну.
В оригинале Уандер пел о проблемах в обществе (сегрегации, изоляции, эксплуатации) и о том, что надо не мечтать о рае, а делать всё, чтобы его приблизить. У Кулио же родилась горькая песня-сожаление о гангстерской судьбе. Её открывали строки из 23 Псалма, произносимого обычно на похоронах: «Когда я пойду долиной смертной тени…».
Они управляют ситуацией, они заставили меня понять,
Что я не могу жить нормальной жизнью. Я вырос на комиксах,
Поэтому мне место в банде хулиганов.
Я слишком часто смотрел телевизор, и это повлияло на мою
психику.
Я образованный дурак, я работаю не головой, а мускулами.
Со мной всегда пушка десятого калибра и огонёк в глазах.
Когда я под кайфом, я люблю устраивать пушечный фейерверк,
А если моим ребятам не весело, я прихожу в ярость, дурак…
Смерть — это всего лишь навсего отсутствие сердцебиения.
Я живу, но я не знаю, буду ли жить дальше.
Мне 23. Доживу ли я до 24?
Я не знаю, что меня ждёт впереди.
Большую часть жизни они провели в гангстерском рае.
Мы продолжаем проводить большую части жизни в гангстерском рае.
Текст действительно вышел ярким, «Gangster's Paradise» стал первым рэп-трэком № 1 в США, а также самым продаваемым синглом года. Хотя чего бы она стоила без проникновенных сэмплов из оригинала Уандера? Стиви же не только милостливо дал разрешение на их использование, но ещё и исполнил песню вместе с Кулио на «Billboard Awards 1995».
Но вернёмся в 1976 год. Выход мегаальбома «Songs in the Key of Life» стал для Уандера определённой вершиной его творческих способностей. Какое-то время Стиви успешно оставался на плаву, записывая неплохие песни (например, регги «Master blaster (Jammin')» 1980 г.). В 1982 году он отметился в дуэте, исполнив с Полом МакКартни одну из самых известных песен о межрасовой терпимости — «Ebony And Ivory» («Чёрное эбонитовое дерево и слоновая кость»).
А потом для многих поклонников своего творчества он совершил «грехопадение», записав песню «I Just Called To Say I Love You».
Но это для поклонников, а вот широкие массы до сих пор воспринимают творчество Уандера через призму этой электронной баллады, в которой пелось, что телефонный звонок с простыми словами «Я люблю тебя» может превратить любой день в праздник.
Это не празднование Нового года,
Не покрытая шоколадом конфета в форме сердца
В подарок.
Не первый день весны,
Не песня, которую нужно спеть.
Это просто еще один обычный день.
Я просто позвонил сказать, что люблю тебя.
Я просто позвонил сказать, как сильно я люблю.
Я просто позвонил сказать, что люблю тебя.
И это — от всего моего сердца.
В фильме «Фанатик» 2000 г. продавец музыкального магазина даже называет «I Just Called…» «заезженным сентиментальным дерьмом» и «музыкальным преступлением Стиви Уандера». Но женщинам такие мелодии нравятся, а куда мы без женщин?
Эта сладчайшая, как сироп, песня с банальнейшей аранжировкой, навязчиво звучащая почти всю вторую половину 1980-х, была написана Уандером специально для комедии 1984 года «Женщина в красном» с Келли Леброк в главной роли. Именно благодаря Стиви фильм и получил свой единственный «Оскар» — «за лучшую кинопесню». При этом «I Just Called To Say I Love You» заборола даже такую отличную кинопесню, как бодрый гимн из «Охотников за привидениями». В 1985 году свою версию песни «To byl vam den» («Это был твой день») исполнил чешский «соловей» Карел Готт.
Победное шествие «I Just Called…» немного омрачил скандал, когда бывший соавтор Стиви — Ли Гаррет — предъявил свои права на авторство хита — впрочем, безуспешно.
Практически в том же саунде — только поживей — звучал следующий хит Уандэра — «Part Time Lover» (1985). Песня установила своеобразный рекорд, возглавив хит-парад «Billboard» сразу в четырёх категориях (поп, r’n’b, дэнс и поп, ориентированный на взрослых). Но ей же было суждено стать последним хитом № 1 в карьере Уандера.
Хотя наш герой, пока жив-здоров, и кто знает…