Кто стал вторым «великим слепым» после Рэя Чарлза? Ко дню рождения Стиви Уандера

Реклама
Грандмастер

В 1976 году на церемонии вручения «Грэмми» отсутствовал один из лауреатов — он был тогда в Африке. С ним попытались установить связь с помощью спутника, но сигнал был плохой, изображение всё время пропадало, и ведущий спросил: «Вы хорошо нас видите?». После чего страшно смутился, ибо на том конце провода был… Стиви Уандер.

Стиви Уандер — второй «великий слепой» американской поп-музыки после Рэя Чарлза — родился 13 мая 1950 года, и тогда его звали Стиви Хардэуэй Джадкинс. В отличие от Рэя Чарлза мальчик потерял зрение ещё новорождённым — из-за врачебной ошибки, находясь в камере для недоношенных. Но, благодаря матери, всегда относился к этому факту философски.
Иногда создавалось ощущение, что слепота Стиви, больше напрягала окружающих, чем его самого. Не различая ночи и дня, он жил по своим биологическим ритмам и мог позвонить в 4 утра басисту со словами: «Приходи записываться». Уандера вообще отличала чрезмерная спонтанность и непунктуальность. Так однажды во время записи альбома он вышел из студии со словами «Скоро буду» и… улететь в Африку на целых шесть недель!

Реклама

Стиви Уандер:
«Глупо обижаться на судьбу, глупо ныть, а еще глупее — жалеть себя. Просто забудь о том, что твои глаза не видят, и живи как все — только намного лучше, намного интереснее».

И, действительно, судьба Стиви складывалась как нельзя удачно. Талантливого чернокожего мальчонку с голосом почти в 4 октавы, прекрасно играющего на пианино и губной гармошке, заметили весьма рано. Директор Mottown Records Берри Горди, услышав Стиви, воскликнул: «Да ты просто маленькое чудо!». И уже в одинадцать лет «маленькое чудо Стиви» («Little Stevie Wander») заключает свой первый контракт с фирмой звукозаписи. По его условиям все заработанные деньги складывались на специальный банковский счёт до наступления совершеннолетия.

Реклама

Мальчик оправдал свой псевдоним, записав в 13 лет свой первый хит «Fingertips (pt 2)», а через год ещё один — «Uptight», после чего откинул приставку «little» и стал просто Стиви Уандером.
Нередко бывает, что маленькие гении, подрастая, перестают казаться столь уж гениальными. У Стиви же, напротив, всё было впереди. Мало того, мальчик стал постепенно показывать зубки. В 1971 году он записал свой первый сольник с названием «Where I’m Coming From» («Откуда Я»), которое объяснил своим боссам так: «Когда мне исполнится 21 год, я собираюсь взять под контроль свою карьеру. Мне кажется, вы меня неважно знаете и плохо представляете, откуда я пришел».

Как выяснилось, юноша не шутил. Став совершеннолетним, он действительно расторг контракт с Mottown, чтобы вскоре… перезаключить его на самых выгодных для себя условиях (полный контроль над творчеством и права на свои песни). Компанию можно понять — если за свою предыдущие заслуги Уандер заработал миллион долларов, то Mottown поимела не меньше 30 миллионов.

Реклама

С 1972 года до самого конца десятилетия наступает «золотая эра» Стиви Уандера. Он просто фонтанирует идеями и мелодиями. Так в 1972 году Уандер выпускает целых два альбома, самым успешным из которых становится «Talking Book». Альбом включал в себя две будущие «нетленки». Первая — красивая нежная баллада — «You Are The Sunshine Of My Life» («Ты — солнечный свет моей жизни»), в которой мы в полной мере можем насладиться мягким пластичным вокалом Уандера. Говорят, что он посвятил песню Сайрите Райт — своей коллеге, а также первой и единственной жене.
Надо сказать, что юноша женился весьма рано — в 20 лет — и, как выяснилось, не был приспособлен к семейной жизни. Он изменял направо и налево, при этом делал это не только с женщинами, но и с… синтезатором.

Реклама

Сайрита вспоминала, как после первой брачной ночи, Стиви, не сказав ни слова, бросился к клавишам, объяснив: «Дорогая, синтезатор мне как семья! Как я могу не поделиться с ним своими впечатлениями!».
В итоге «солнце его жизни» сказала: «Я всегда живу в твоей тени» и через два года развелась (впрочем, бывшие супруги остались друзьями).

От дел сердечных перейдём к делам духовным, ибо вторым хитом 1972 года стала песня «Superstition» («Суеверие»), в которой Уандер проводит резкую грань между религиозной верой и суевериями (вроде числа 13 или разбитого зеркала). Недаром, если вы услышите её в каком-нибудь фильме, знайте, что она звучит не просто так.

Очень суеверно: надписи на стене.

Реклама

Очень суеверно: лестницы, готовые рухнуть,
Тринадцатимесячный ребенок, разбитое зеркало,
Семь лет горя, счастье позади.

Если верить в то, в чем не смыслишь,
Страданий не избежать,
Суеверие не выход.

Поначалу песня планировалась для великого гитариста Джеффа Бека — как бы в благодарность за его гитарные пассажи на альбоме Уандера. Сердцевиной «Superstition» стал заразительный фанково-роковый рифф — один из самых известных риффов в рок-музыке (в частности, именно он вдохновил LED ZEPPELIN на песню «Trampled Underfoot»). Сначала Уандер наиграл его на кларнете, а потом пошло-поехало…

Стиви Уандер:
«Я начал с партии ударных. Я думал над битом и грувом. Я все время подгонял себя, но это соответствовало настроению песни. Она была написана всего за одну ночь».

Реклама

Песня вышла столь отличной, что Стиви Уандер нарушил своё обещание и выпустил песню в своём исполнении. В результате «Superstition» стала первым хитом № 1 в сольной карьере музыканта.
Джефф Бек тоже выпустил свою версию песню (и надо сказать, преотличную) под маркой BECK BOGERT & APPICE, но её, по понятным причинам, не особо заметили.
В 1986 году гитарист Стиви Рэй Вон выпустит ещё одну успешную версию «Superstition», сопроводив её смешным клипом с чёрными котами, подковами и «пятницей 13».

Надо отметить, что Уандер так устал в 1960-е от сладковатого саунда Mottown, что после ухода в сольное плавание стал добавлять в свои мелодичные песни больше роковой жёсткости, чем привлёк к себе внимание и белой аудитории.

Реклама

Плюс к этому, Стиви стал, чуть ли, не первым чернокожим музыкантом, который стал использовать для написания песен синтезатор. Благодаря синтезатору, музыкант мог сам сыграть почти все партии инструментов на альбоме, что, собственно, и делал.

А тем временем слава Уандера росла и пучилась. За альбом 1972 года он отхватил сразу три «Грэмми» и дальше мы о «Грэмми» писать не будем. Скажем только, что Стиви — абсолютный рекордсмен по этим наградам — их у него семнадцать! Недаром в 1975 году Пол Саймон, получая «Грэмми» за лучший альбом, шутливо поблагодарил Уандера за то, что тот не выпустил в этом году пластинки.

Чем же занимался в это время Уандер? Об этом в следующей статье.

Реклама

Реклама