«Enjoy The Silence» (1990)
Записью, которая перевела DEPECHE MODE на новый уровень, стал седьмой (!) по счёту альбом с названием «Violator»,
Именно эта пластинка содержала два мегахита, по которым и ныне узнают группу: «Personal Jesus» (про который я уже писал) и «Enjoy The Silence».
Если песня о персональном Иисусе была радикальной и тяжёлой, то «Enjoy The Silence», напротив, вышла лёгкой и воздушной. Правда, такой она стала отнюдь не сразу. В демо-версии Гора песня звучала традиционно уныло и могла бы пополнить богатый арсенал красивых, но депрессивных творений ДЕПЕШЕЙ. Вы сами можете найти эту грустную «демку» под названием «Enjoy The Silence (harmonium version)» и сравнить с конечным результатом, возникшим под давлением группы.
Энди Флетчер:
«Мы просто с первого прослушивания впервые в жизни поняли, что делаем хит. Никто в это не сомневался».
В руках Алана Уайдлера темп композиции заметно ускорился, а аранжировка стала более яркой и, если это вообще применимо для DEPECHE MODE, «светлой». Ну, а продюсер Марк Эллис посоветовал добавить то самое простенькое соло на гитаре, которое тотчас стало самой запоминающейся «изюминкой» песни.
Название песни часто переводят как «Наслаждайся тишиной», хотя правильнее бы было перевести «Наслаждайся безмолвием».
Слова насильственно
Разрушают молчание,
Вторгаясь
В мой маленький мир!..
Причиняя мне боль,
Пронзая меня.
Неужели ты не можешь понять,
О, моя маленькая девочка…
Все, что я когда-либо желал,
Все, в чем я когда-либо нуждался,
Здесь, в моих руках…
Слова совершенно необязательны.
Они могут только все испортить…
На одну из самых запоминающихся песен DEPECHE MODE был снят и один из самых запоминающихся клипов. Правда, когда Антон Корбайн предложил нарядить вокалиста Гаана в картонную корону и мантию и заставить ходить со складным стульчиком, остальные члены группы попадали со смеху. Но режиссёр настаивал на своём видении — мол, речь в клипе будет идти о короле, который имеет всё, но не может отыскать для себя тихого места.
В результате идея понравилась всем, кроме самого Гаана. И не зря. Если остальные музыканты всего полчаса попозировали перед камерами в студии — и разбежались, то Дэйву пришлось шесть дней колесить со съёмочной группой по живописным местам Португалии, Шотландии и Швейцарии.
В самом конце съёмок, проходивших в Альпах, нервы Гаана не выдержали. Он нахлобучил свою корону на голову продюсера видео Ричарда Белла, скинул мантию и сказал: «Я уже достаточно находился, теперь ты поработай». После чего сел на вертолёт и полетел отогреваться в гостиницу. В результате роль «короля», поднимающегося в конце клипа по заснеженному склону, сыграл именно Белл.
Дэйв Гаан:
«Я был так зол на этого сумасшедшего голландца! Вы себе представляете, он заставил меня шляться по этим дурацким горам с этим дурацким стулом, на этом дурацком морозе! Схватив насморк, я так разозлился, что плюнул на это все и уехал в отель… Но какой получился клип, а?!! Это моё любимейшее видео, чёрт возьми!!!»
Тяготы и лишения во время съёмок «Enjoy The Silence» того стоили. Клип ещё сильнее привлёк внимание к синглу, в результате чего песня заняла 6-е место в Британии и 8-е в США (единственное попадание ДЕПЕШЕЙ в американский TOP10).
Кстати, на альбоме «Enjoy The Silence» не обрывается, а плавно переходит в своеобразную интерлюдию, где можно слышать, как Гаан играет на гитаре (!) и звучит замедленный сэмпл голоса Флэтчера, произносящего «Crucified» (Распятый).
А 19 марта 1990 года вышел «Violator».
Не секрет, что один-два мегахита вполне могут вытянуть и посредственный альбом. К «Violator» это не относится. В нём как минимум ещё два хита — «World In My Eyes» и «Policy Of Truth» с заразительным сэмплом слайд-гитары (недаром музыканты перебрали десятки вариантов в поисках этой «изюминки»).
А вообще пластинка хороша практически с первой и до последней песни.
В итоге «Violator» был продан тиражом в 7 млн. экз., стал № 7 в Америке, а в Британии не дошёл до вершины совсем чуть-чуть, заняв 2-е место.
DEPECHE MODE стали супергруппой, хотя не так уж сильно этому и обрадовались.
Мартин Гор:
«До того момента мы всегда нормально продавались, не жаловались на отсутствие внимания, существовали себе преспокойно и никому не мешали. И внезапно „Violator“ выстрелил… В Америке он стал просто мегапопулярен. А давление на нас мгновенно удвоилось после его выхода. Нет. Утроилось».
«I Feel You» (1993)
Казалось бы, что делать группе, дошедшей до кульминационой точки развития? Правильно, экспериментировать. Делать то, что ранее ей было несвойственным.
Именно таким вышел следующий альбом DEPECHE MODE «Songs of Faith and Devotion» (1993). Неоднозначный, нетипичный, где много несвойственной ДЕПЕШАМ гитары, где есть живые барабанов, живые струнные и даже присутствует ирландская волынка.
Мартин Гор:
«Мы стали превращаться в то, против чего протестовали на первых альбомах. Было весело».
Ярким примером метаморфоз стал главный хит альбома «I Feel You» с жёстким гранжевым гитарным риффом и эмоциональным исступлённым исполнением Гаана, сильно отличающимся от его привычной «отмороженной» манеры. Необычным был и имидж вокалиста, представленный в клипе Корбайна — романтичного юношу в кожанке сменил небритый волосатый и очень худой мачо в полосатом костюме-тройке.
Алан Уайлдер:
«Главной причиной для выбора было то, что трек радикально отличался от того, что мы делали раньше. Мы надеялись, это удивит людей и заставит их заинтересоваться остальными вещами с альбома».
Альбом вышел на волне успеха «Violator», поэтому, несмотря на свою нетипичность, без проблем занял первые места как в Британии, так и в США.
Этим альбомом заканчивается классический период DEPECHE MODE, после которого наступит смутное время. В 1995 году группу покинет Алан Уайдлер. Дэвид Гаан окончательно впадёт в наркотический дурман, переживёт клиническую смерть, после чего всё-таки возродится к жизни.
DEPECHE MODE не только найдут силы продолжить творить, но и будут делать это успешно. Их альбомы до сих пор не залеживаются на полках, а хиты звучат с экранов и радиоприёмников. И достойные, надо сказать, хиты…