В День сожжения книг: рукописи не горят?

Реклама

«Рукописи не горят», — безапелляционно заявил булгаковский Воланд. Ох, как он ошибался. Многовековая история показывает, что горят, да ещё как!

Вчера — 9 Мая, в России (как и во многих странах) праздновался Великий День Победы. А сегодня — 10 мая, отмечается печальный антипраздник — День сожжения книг.

Реклама

Власти всех времён и народов с неугодными людьми расправляются по-разному: кого бросают за решётку, кого убивают разными методами, вплоть до сожжения на кострах. Книги тоже можно упрятать в спецхранилища, уничтожить бумагорезками, на худой конец, подвергнуть цензуре. Но самый радикальный и устрашающий метод — это публичное сожжение.

Книги обладают огромной властью, причём порой люди, их написавшие, представляют меньшую угрозу, чем их творения. Книги расходятся большими тиражами, и много людей может познакомиться с мыслями, высказанными в них, даже спустя многие годы после смерти самого писателя. Очень притягательно контролировать всю эту интеллектуальную мысль и дозированно, по своему усмотрению, разрешать или запрещать. Но иногда правители применяют ужасающий метод для искоренения инакомыслия.

Реклама

Первым историческим массовым геноцидом против книг можно назвать уничтожение китайским императором Цинь Шихуанди в 213 году до н. э. большого количества гуманитарных книг. Среди них были и сочинения великого китайского философа Конфуция. Великие правители любого времени пытаются насильственным способом ввести у себя в стране единомыслие. Для этих целей и уничтожаются всякие проявления «еретических» мыслей.

Вторую строчку в этом печальном «рейтинге» флогистона занимает Александрийская библиотека. В 48 году до н. э. армия Юлия Цезаря безжалостно спалила город, в этом пожарище и погибла уникальная библиотека, насчитывающая более 700 000 книг, часть из которых потеряна безвозвратно. Если простые римские солдаты и понятия не имели, что в городе находится величайшее книгохранилище, то Юлий Цезарь, конечно, об этом факте знал. Некоторые историки указывают на то, что великий полководец унёс из библиотеки несколько редких экземпляров книг. В общем, военное тщеславие и харизматическая гордыня Юлия Цезаря не позволили принять правильное решение, многовековая мудрость в лице книг сгинула в огненном пожарище.

Реклама

Ну, а третью «почётную» позицию в этом флогистонном списке занимает фашистская Германия. Гитлер, как и многие другие правители, не стал терпеть инакомыслия и 10 мая 1933 года на площади Опернплац в Берлине устроил масштабное показательное сожжение книг. На огненный эшафот отправились десятки тысяч книг многих известных писателей, поэтов, философов. Великий немецкий поэт Генрих Гейне ещё задолго до этих событий сказал: «Кто сжигает книги, когда-нибудь будет сжигать людей». За такое пророческое откровение книги Гейне первыми были брошены в исполинский антигуманитарный костёр.

На месте сожжения книг на площади, которая стала называться «Бебельплац», в 1995 году был установлен оригинальный памятник «Утонувшая библиотека» скульптора М. Ульманна. Памятник представляет собой пустые книжные полки, уходящие вглубь земли. И сверху через прочное стекло можно обозревать эту скульптурную фигуру.

Реклама

Конечно, против книг применялись и другие репрессивные методы. В основном, это тотальная цензура, например, знаменитый «Индекс запрещённых книг», действовавший более 400 лет. Во многих странах действуют более хитрые и изощрённые методы цензуры — экономические. Актуальность данной проблемы говорит о том, что совсем недавно — 3 мая, отмечался Всемирный день свободы печати. Свободное слово по-прежнему пытаются контролировать и держать прессу в узде.

«Всего прочнее на земле печаль/ и долговечней — царственное Слово» (А. Ахматова). Слово может быть долговечным, только если оно заключено в книгу. Если бы не существовали копии «Илиады» (и многих других книг), сгоревшие в Александрийской библиотеке, то весь культурный мир остался бы без этих великих творений. А сколько книг действительно поглотил ненасытный огненный Молох, и их мы уже никогда не прочтём.

Можно поздравить любителей и ценителей книг с тем, что благодаря стараниям людей (порой рисковавших жизнями) мы читаем многие великие (и не очень) книги, которые они вырвали из огненного пламени и сохранили для потомков.

Реклама