Четыре картины Антуана Ватто. Клизма или спринцовка?

Реклама
Грандмастер

Среди множества картин и рисунков Антуана Ватто (французский живописец, 1684−1721 гг.) есть несколько картин, как бы образующих серию. Это «Любовная гамма», «Полная гармония», «Затруднительное предложение» и «Remedy». На этих картинах от пяти до восьми персонажей. Где-то явно обозначены пары, где-то пара только намечается…

Кто эти люди? Бесспорно, что это не простолюдины, об этом говорит их одежда. У них есть гитары, флейта, ноты. Скорее всего, это музыканты, которые вышли на природу, совмещая приятное с полезным: свежий воздух и репетиции. И взяли с собой ребенка.

Это не бродячие музыканты — они не выглядят нищими попрошайками, это обслуга какого-то вельможи (граф, герцог, барон), чьи владения совсем недалеко (место действия, скорее всего, в парке около замка или усадьбы, на одной из картин изображен бюст античного вида). Живут они, вероятно, в домах, принадлежащих их хозяину. У них нет широкого круга общения. То есть эта компания волей обстоятельств варится в собственном соку.

Реклама

Сюжеты картин наводят на мысль, что преимущественно это люди неженатые. Неженатые либо в силу нежелания хозяина, либо в силу личных причин (нет достатка, чтобы содержать семью). Этим людям приходится искать удовольствия в тесном кругу. Иногда эти знакомства кончаются брачным союзом, а иногда…

Две картины — почти идиллические: на переднем плане музыканты, на заднем — удаляющаяся в неизвестном направлении пара в обнимку или под ручку. А в «Затруднительном предложении» ситуация несколько иная.

На переднем плане — полуразвалившийся (в смысле позы) наблюдатель событий, перед ним — две музицирующие дамы. И справа — кавалер и дама. Он протягивает ей руку, а она как бы с возмущением от нее (от руки) отказывается. Как будто ей пытаются подсунуть змею.

Реклама

На самом деле это предложение не может быть чем-то абсолютно неприемлемым (иначе зачем бы этой даме такая компания). Но то ли она не в настроении, то ли слова, сопровождающие жест, не были достаточно убедительны и обходительны (что-то вроде «Осмотрел. Нравишься. Люблю. Пошли!»). А вот факт, который запечатлел художник, — отказ. Да еще какой: «Этого не будет никогда!» И жест у дамы достаточно красноречивый: она приподняла юбку, собираясь уйти.

А как же художник обо всем этом узнал? Может быть, он был участником таких вылазок? Может быть, именно он сидит к нам спиной и наблюдает за происходящим? Может быть, и он был в таком положении?

Может быть, что все это не так. Может быть, что художник писал свои полотна в полном соответствии с текстами, которыми сопровождаются его картины в Интернете.

Реклама

«Картина художника Антуана Ватто „Затруднительное предложение“ — поэтический рассказ о тихой беседе на лоне природы и внезапном прерывании отношений, без какого-либо театрального пафоса и возвышенных страстей…» (Автор неизвестен).

«Совершенство формы сочетается в ней с мимолетным, зыбким настроением легкой грусти, и, как бывает всегда у Ватто, идеальная, абсолютная гармония, уравновешенность всех частей композиции передаются пластикой, поворотами, жестами фигур… Чувство одиночества и грусти, меланхолия, привлекающие в картинах Ватто, связаны с формальным приемом „взвешивания“ фигур». (Автор неизвестен).

«Глядя на эту картину, возникает ощущение, будто ничего особенного здесь не происходит: нарядное общество праздно проводит время на открытом воздухе… Ландшафт раскинулся широко, небо наполнено пенистыми облаками, в них переливаются лучи заката — здесь все легко, светло и прозрачно. Игра одной из дам на гитаре словно наполняет картину тихо звучащей музыкой». (Автор неизвестен).

Реклама

««Затруднительное предложение» — в своем роде произведение совершенное… Прежде всего, это красивая картина. Она радует душу и глаз. Радует всем — и больше всего своей гармоничностью, гармоничностью композиции, цвета, движения и совокупностью всех этих факторов. В ней все как будто легко и светло, как крылья бабочки.

В своих картинах — и «Затруднительное предложение» блестящий тому пример — он сумел остановить мимолетность порыва, остановить мгновение. Все эти частности в своей совокупности открыли новый мир чувств, обогатили представление о человеке и в конечном счете создали его новый духовный образ". (Художник Татьяна Никулина).

После прочтения этих комментариев хочется повесить на стенку портрет Антуана Ватто и молиться на него, как на святого. Думаю, что искусствоведы не написали бы такое, если бы видели его рисунок под названием «Средство» («Remedy»).

Реклама

Молодая женщина лежит на кровати или на чем-то подобном, а позади другая женщина (возможно, служанка) подносит к ней нечто похожее на шприц. То ли это клизма, то ли спринцовка. А ее правая рука уже готова открыть входное отверстие! Но самое интересное, что каким-то фоном проявляются два мужских лица.

И вот тут появляется рой мыслей (это чисто женский взгляд на картинку): молодуха мучается вопросом, от кого она могла бы забеременеть, если еще не беременна. И есть решение: избавиться от сомнений вот таким вот путем.

Так что картинку надо было бы наименовать: «Прочь все сомнения!». А искусствоведам взять на заметку, что художник не был ангелом, что он изображал жизнь не только как пасторали, но и со скрытыми за внешней куртуазностью приятностями и неприятностями.

Реклама

P. S. За рамками картины остался вопрос: где художник это видел?

Реклама