Удивительно, но так уж распорядилась судьба, что именно станция метро донесла до нас исконное название, что носило до начала XX века это место, и на настоящий момент только старые фотографии сохранили для нас первоначальный вид площади Красных Ворот и саму триумфальную арку. Попробуем собрать воедино крупицы оставшейся информации.
Площадь Красные Ворота расположена на Садовом кольце, между Садовой-Спасской и Садовой-Черногрязской улицами, в Басманном и Красносельском районах Центрального округа Москвы. В XVII веке на этом месте не было ни площади, ни триумфальной арки, шел только земляной вал, и местность была заселена весьма слабо. Для въезда в город в валу были сделаны ворота. Они назывались Мясницкими, или Фроловскими по выходившей к ним улице. Рядом с воротами располагалась церковь Трех Святителей. Известна она с 1635 года. Ее именем был назван Трехсвятительский тупик. 1686 году она была еще деревянной, но в 1700-х уже выстроена из камня.
Изначально Красные Ворота, называвшиеся Триумфальными воротами, были первой триумфальной аркой в России. Их построили из дерева по приказу Петра I в честь победы в 1709 году над шведами в Полтавской битве Северной войны в 1709 году. Впоследствии его жена Екатерина I заменила их новыми в честь собственной коронации в 1724 году. Эта арка сгорела при большом пожаре 1737 года и была восстановлена в 1742 по случаю коронации Елизаветы Петровны для торжественного кортежа, который должен был проехать из Кремля в Лефортовский дворец через это сооружение. В 1748 году произошел еще один пожар, и эти ворота опять сгорели.
В 1753 году
До середины XVIII века ворота так и назывались Триумфальными. Позже за ними прочно установилось название Красных Ворот, потому что через них шло движение из центра города в Красное село. Также существует мнение, что «Красными» ворота прозвали жители за их красоту. Что касается цвета самой арки, то первоначально ворота были окрашены в белый цвет. В красный цвет их окрасили только в XIX веке.
После 1812 года земляной вал срыли, а площадь перед Красными Воротами со стороны города в 1820-х годах застроили. 3 (15) октября 1814 года в доме генерал-майора
Красные Ворота часто украшались портретами правителей России. Изначально над пролетом арки располагался портрет Елизаветы Петровны, окруженный блестящим ореолом. В 1825 году он был заменен двуглавым орлом для коронации Николая I. В советское время на них вешали плакаты с Лениным.
Попытки сноса арки Красных Ворот предпринимались московскими властями еще в середине XIX века. Так, в 1854 году от сноса она была спасена только благодаря ходатайству
К началу XX века ворота сильно обветшали, сбилась лепнина, стерлись богатые росписи. Весной 1926 года арку «отреставрировали», убрав державный элемент в виде двуглавого орла и лепнину в «медальонах», исчезли и статуи, что были на ней когда-то. Красные Ворота побелили. Однако в таком виде они простояли недолго. Уже в декабре Президиум Моссовета из-за необходимости «урегулировать уличное движение» принял решение их снести. К уничтожению памятника приступили 3 июня 1927 года. Многие редкостные элементы и барельефы из белого камня, украшавшие ворота, были разбиты, разломаны и расколоты.
Великолепные триумфальные ворота были уничтожены как мешающие проезду городского транспорта! Та же участь постигла в 1927 и Церковь Трех Святителей у Красных Ворот.
Но история Красных Ворот на этом не закончилась. Память о них сохранилась в наземном вестибюле метро, который сейчас многие считают Красными Воротами, давшими название площади. Станция была открыта 15 мая 1935 года. Автор наземного вестибюля — архитектор
Дом, где родился