Как и чем живет Питер? Еда. Организация доставки в XIX веке

Реклама
Грандмастер

Давным-давно, много лет тому назад наши предки, жившие в пещерах ли, в землянках ли, были на природе, жили на природе, питались от природы. Легко было сорвать во время перехода или охоты известное растение и сжевать его на ходу, приволочь домой добытого… скажем, кенгуру или саблезубого зайца…

И зажарить его на костре возле пещеры. Потом присесть в соседних кустиках. И всем хорошо. Даже кустикам — их, хоть и помяли, но зато удобрили.

Позднее, уже в следующую эпоху, — вышел из дома, пошел в огород, выдернул несколько морковок/репок, обмыл или обтряс от земли — и съел. Или отнес на кухню и сварил или запек — а потом все равно съел. С аппетитом.

В городе такое не проходит. Надо пойти в магазин, купить провиант — и только тогда можно его приготовить и съесть.

В наше время, в эпоху рефрижераторов, консервов и разнообразных способов сохранения продуктов (сушеных, соленых, копченых так или этак, пастеризованных, запечатанных под вакуумом или под давлением в инертной атмосфере), — проблема только в том, чтобы довезти груз от места переработки до магазина.

Реклама

Раньше было совсем не так. Аргентина, выращивавшая на просторах своих пампасов огромные стада коров, не могла продавать свежее мясо наиболее выгодным потребителям — в Европу и в США. (Ну, разве что соседям, но у них с мясом дела обстояли почти так же хорошо.) До потребителя в Америке или в Европе можно было доставить или солонину (а это — совсем не то), или вяленое-сушеное-копченое мясо… Иначе при долгой транспортировке мясо просто портилось. И лишь с появлением рефрижераторного оборудования аргентинское мясо смогло пойти за рубеж.

В конце XIX века жил в Петербурге писатель А. А. Бахтиаров. В 80-е годы для одной из петербургских газет он написал цикл очерков о типажах Петербурга, а впоследствии свел свои очерки в книгу под названием «Брюхо Петербурга». Книга более чем интересна по сию пору. В ней детально описано откуда (и почем) все необходимое прибывает в Петербург — и как потом (и куда) ненужное вывозится. Среди нужного — и провиант, и стройматериалы, и люди (рабочие, строители, горничные, кухарки

Реклама
и т. п.).

Петербург — город, расположенный на очень неудобном месте. Тут ни животноводства, ни хлебных полей, ни… Да ничего тут до построения города не было — только «приют убогого чухонца». Вдобавок по осени — периодические наводнения.

С самого момента начала строительства город был полностью зависим от подвоза провианта «из России». Прошло время, город развил вокруг себя огородничество. Благо, органические удобрения сам город производил… и очень много. Проблема овощей для Петербурга была таким образом решена.

Рыбу можно было поймать и в Финском заливе, в Неве и — тем более — на Ладоге.

А вот хлеб, различные крупы, мясо и фрукты… Все это надо было привозить.

Поскольку Петербург стоит на Неве, проблему подвозки хлеба из центральной России решал водный транспорт. Хлеборобный юг вез зерно по Волге, далее по различным каналам и — через Петербург на продажу в Европу. Заодно питая и Петербург. Огромные (для того времени) баржи с зерном по Волге вначале тащили бурлаки (несмотря на жалостные картины художников-передвижников, это был весьма выгодный труд для крепких мужиков), потом паровые буксиры.

Реклама

Огромные стада крупного рогатого скота скупались купцами на южных землях России, особенно массово — на Дону и у калмыков, грузились в специальные вагоны для скота — и привозились на скотобойни Петербурга, чтобы местным жителям было что поесть.

Из лесов Севера, с Вологодчины, из-под Архангельска, из Олонецкой и Вятской губерний зимними обозами в санях привозились пойманная замороженная «убоина», тетерева и прочая лесная птица, добытая охотниками в бескрайних русских лесах. (Про поток оттуда, с Севера, в Петербург и через Петербург в Европу меховых шкурок не пишу — тут про «еду».)

С берегов Волги тянулись обозы с икрой и уже солеными или копчеными деликатесными рыбами, которых было не поймать в Неве или на Ладоге.

Реклама

То ли дело теперь… Забитый и разделанный в Индии буйвол, сразу же замороженный ниже температуры -20 градусов, может спокойно проехать в судне-рефрижираторе через полмира, приехать в Польшу, сменить этикетку на упаковке с «буйволятина индийская» на «говядина польская» — и поехать далее, уже в грузовике-рефрижираторе в Россию, к потребителю.

Рыба, выловленная в антарктических водах, спокойно лежит, замороженая в судне-рефрижираторе, месяцы — пока не доедет до порта прибытия, где ее начнут обрабатывать. А уж выловленная в Охотском море сайра, попавшая тут же в банки под названием «Сайра дальневосточная», и вовсе может ехать к конечному потребителю малым ходом месяцы и месяцы.

Реклама