Почему никто из властей предержащих не задумывается всерьез о его возможности? Почему Президент на встрече с общественным активом уверенно и безапелляционно говорит о том, что в нашей стране
Да, революций мы не хотим. Нам всем нужен мир и спокойная уверенность в завтрашнем дне. И если бы она была, эта уверенность, вряд ли появлялись на свет такие фильмы, как «Соловей-разбойник» с Иваном Охлобыстиным в главной роли. Фильм-прорыв, фильм-гротеск, фильм-крик! Если народ приветствует таких героев, значит, их время вот-вот настанет. Или уже настало? Ведь фильм в кинопрокате идет «на ура».
История показывает нам, что у любого народа всегда в большой любви были разбойники, защищающие бедных, обиженных, угнетенных. Те, кто восстанавливал (пусть даже теми же разбойничьими способами) справедливость и правду. Стенька Разин, Емельян Пугачев, Иван Болотников — это все наша история. Вот и Робин Гуд — народный защитник английской бедноты. Эти имена на слуху у каждого из нас. И кто разуверит меня в том, что такой вот Робин Гуд — не мечта среднестатистического российского гражданина?
Фильм по сценарию Ивана Охлобыстина «Соловей-разбойник» можно назвать сермяжной правдой о нашей жизни. Может быть, даже затаенной мечтой тех, кто уже не верит в справедливость и законность государства и его представителей.
Критики пишут, что режиссеру Егору Баранову не удалось в полной мере раскрыть грандиозный сценарий Охлобыстина. И тем не менее, фильм стал настоящим русским вестерном. Все в фильме отвечает этому — поведение, одежда, речь героев. Белый кожаный плащ Соловья-разбойника, его мотоцикл (неважно, что не дикий мустанг), по кольту (если не ошибаюсь в марке) в каждой руке! Все это к месту, и не может быть иначе.
Говорят, что многие книги нужно уметь читать между строк. Именно там находится нечто сокровенно-сакральное, поняв которое, поймешь душу книги. Так вот в фильме очень много такого, что звучит «между слов». Кто помнит песню о деревне Крюково, где погиб целый взвод солдат, защищая родную землю? Аналогия с фильмом — деревня Клюево, где погибает со своим «взводом» народный защитник Соловьев Севастьян — Соловей-разбойник. Погибает, сражаясь, как былинный герой. За русскую землю, за простого угнетенного бесправного человека. Погибает, чтобы исчезло с его родной земли зло. «За мной деревня, а за вами-казино» — говорит он в ответ на предложение сдаться.
Наверное, по правилам, в этой последней битве Соловья и его соратников зритель (как добропорядочный гражданин своей страны) должен оказаться на стороне солдат. Ведь солдаты призваны уничтожить преступника — Соловья. Только почему-то наворачиваются на глазах зрителей слезы, когда сверкает в руках Соловья меч и направо-налево отлетают саперные лопатки. И в этой последней жестокой битве с предсказуемым концом, становишься на сторону разбойника, который оказывается чище и порядочнее, чем его противники.
Когда же понимает герой, что не победить ему в этом сражении, он поджигает разлитый по всему полю бензин, погибает сам, но уносит с собой и тех, кто пришел защитить кривду. Не перекликается ли этот последний эпизод фильма с подвигом легендарного Данко, осветившем своим зажженным сердцем дорогу к народному счастью?
Бунтари — это искры-предвестники большого пламени. И нужно постараться, чтобы пламя это не заполыхало. Можно, конечно, посадить бунтаря в клетку, можно колесовать и четвертовать его.
Но не правильнее ли будет задуматься над причинами появления таких вот бунтарей? Вот об этом — предупредительный свист Соловья-разбойника.