О чём свистит «Соловей-разбойник» Ивана Охлобыстина?

Реклама
Профессионал

Русский бунт… Страшно! Бессмысленно! Беспощадно! Вы хотите хаоса, хотите, чтобы все рухнуло? Чтобы снова брат на брата?! Вы хотите бунта?

Почему никто из властей предержащих не задумывается всерьез о его возможности? Почему Президент на встрече с общественным активом уверенно и безапелляционно говорит о том, что в нашей стране

Реклама
никто не хочет никаких революций? Так ли он в этом уверен сам?

Да, революций мы не хотим. Нам всем нужен мир и спокойная уверенность в завтрашнем дне. И если бы она была, эта уверенность, вряд ли появлялись на свет такие фильмы, как «Соловей-разбойник» с Иваном Охлобыстиным в главной роли. Фильм-прорыв, фильм-гротеск, фильм-крик! Если народ приветствует таких героев, значит, их время вот-вот настанет. Или уже настало? Ведь фильм в кинопрокате идет «на ура».

История показывает нам, что у любого народа всегда в большой любви были разбойники, защищающие бедных, обиженных, угнетенных. Те, кто восстанавливал (пусть даже теми же разбойничьими способами) справедливость и правду. Стенька Разин, Емельян Пугачев, Иван Болотников — это все наша история. Вот и Робин Гуд — народный защитник английской бедноты. Эти имена на слуху у каждого из нас. И кто разуверит меня в том, что такой вот Робин Гуд — не мечта среднестатистического российского гражданина?

Реклама

Фильм по сценарию Ивана Охлобыстина «Соловей-разбойник» можно назвать сермяжной правдой о нашей жизни. Может быть, даже затаенной мечтой тех, кто уже не верит в справедливость и законность государства и его представителей.

Критики пишут, что режиссеру Егору Баранову не удалось в полной мере раскрыть грандиозный сценарий Охлобыстина. И тем не менее, фильм стал настоящим русским вестерном. Все в фильме отвечает этому — поведение, одежда, речь героев. Белый кожаный плащ Соловья-разбойника, его мотоцикл (неважно, что не дикий мустанг), по кольту (если не ошибаюсь в марке) в каждой руке! Все это к месту, и не может быть иначе.

Говорят, что многие книги нужно уметь читать между строк. Именно там находится нечто сокровенно-сакральное, поняв которое, поймешь душу книги. Так вот в фильме очень много такого, что звучит «между слов». Кто помнит песню о деревне Крюково, где погиб целый взвод солдат, защищая родную землю? Аналогия с фильмом — деревня Клюево, где погибает со своим «взводом» народный защитник Соловьев Севастьян — Соловей-разбойник. Погибает, сражаясь, как былинный герой. За русскую землю, за простого угнетенного бесправного человека. Погибает, чтобы исчезло с его родной земли зло. «За мной деревня, а за вами-казино» — говорит он в ответ на предложение сдаться.

Реклама

Наверное, по правилам, в этой последней битве Соловья и его соратников зритель (как добропорядочный гражданин своей страны) должен оказаться на стороне солдат. Ведь солдаты призваны уничтожить преступника — Соловья. Только почему-то наворачиваются на глазах зрителей слезы, когда сверкает в руках Соловья меч и направо-налево отлетают саперные лопатки. И в этой последней жестокой битве с предсказуемым концом, становишься на сторону разбойника, который оказывается чище и порядочнее, чем его противники.

Реклама

Когда же понимает герой, что не победить ему в этом сражении, он поджигает разлитый по всему полю бензин, погибает сам, но уносит с собой и тех, кто пришел защитить кривду. Не перекликается ли этот последний эпизод фильма с подвигом легендарного Данко, осветившем своим зажженным сердцем дорогу к народному счастью?

Бунтари — это искры-предвестники большого пламени. И нужно постараться, чтобы пламя это не заполыхало. Можно, конечно, посадить бунтаря в клетку, можно колесовать и четвертовать его.

Но не правильнее ли будет задуматься над причинами появления таких вот бунтарей? Вот об этом — предупредительный свист Соловья-разбойника.

Реклама