Со временем города стали ставить в «стратегически важных точках местности», и воду туда зачастую надо было подводить издалека.
Во всяких фэнтези-романах и в трудах историков или писателей, пишущих на исторические темы, по возможности обходят темы, например, отсутствия в городах средневековья канализации — когда каждый горожанин, миль пардон, делал в горшок, после чего содержимое выплескивал из окна на улицу. Смею предположить, что такой поступок, скорее всего, все-таки был нарушением тогдашних правил гигиены. Полагаю, что горшки требовали выливать в специальные сточные канавы… А уж когда шел дождь, канавы немного очищались. Средневековые города, таким образом, были очагом невероятной антисанитарии, что и подтверждалось частыми эпидемиями с чудовищной смертностью.
А уж как это все должно было пахнуть… Скажете — давнее прошлое? Позвольте не согласиться — в азиатской части города Стамбула до сих пор в достаточно «приличных» районах имеют место быть речки-вонючки, куда напрямую стекает канализация из вполне себе многоэтажных домов. А оные «речки» напрямую впадают в Мраморное море. Причем характерный запах на набережной чувствуется только там, где «речка» впадает в море, ну и еще метров на 10−20 в обе стороны.
Подвоз воды в Петербурге
Вначале была водовозка с водовозом. Водовоз был человеком, а водовозка была транспортным средством для перевозки питьевой воды. Вода была в бочках. Брали ее или из Невы, или из остальных речушек и каналов. Если брали из Невы — наливали в бочки белого цвета, вода считалась питьевой. Из речушек и каналов наливали в бочки желтого цвета, эта вода предназначалась для хозяйственных нужд. Отсутствие водопровода и канализации продолжалось до середины XIX века.
В 1846 году была предпринята первая попытка соорудить в Питере водопровод. Паровая машина накачивала воду из Невы в водонапорную башню. Было это возле того места, где теперь к Неве выходит проспект Чернышевского и где тогда был наплавной Вознесенский мост. Машина была слабой, труб было проложено немного, количество потребителей было невелико, предприятие вышло убыточным и разорилось.
В 1855 году в Петербурге было создано «Акционерное общество Санкт-Петербургских водопроводов». Была проделана большая работа, водопроводные трубы достигли общей длины свыше 100 км. Первый водопровод охватывал только дома центральной части города, но уже в 70-е годы по примеру этого успешного проекта были организованы водопроводы на Васильевском острове и на Выборгской стороне. Начало было положено, и с тех пор система только росла и совершенствовалась. Так, в 80-е годы XIX века впервые начали как-то фильтровать закачиваемую из Невы воду.
Канализация Петербурга
Конечно же, на улицы столицы России из окошка горшки не выплескивали. В каждом доме Питера была выгребная яма, содержимое которой золотари вычерпывали через определенные промежутки времени. Вычерпывали в свои бочки, вывозили их за пределы Питера — и продавали ценное органическое удобрение огородникам. Ценное удобрение позволяло сильно увеличить производство овощей для петребуржцев. Организация вывоза содержимого выгребных ям лежала на домовладельцах.
Начиная с эпохи императрицы Екатерины II, с 1770 года в Петербурге началось строительство подземных труб для канализации. Дли ливневой канализации. Для отвода дождевой воды, и только. К 1834 году подземных труб ливневой канализации было проложено аж 95 км. Понятно, что охвачен ею был только самый центр.
Со временем подземные канализационные трубы охватывали все новые и новые районы города — и понятно, что, когда в городе появился водопровод, а в домах — ватерклозеты, объем канализационных стоков увеличился во много раз. Многие домовладельцы «подпольно» выводили стоки из своих домов в ливневую канализацию, которая не была приспособлена для канализационных стоков и часто ими забивалась. Часто канализационные трубы из домов на набережных просто шли в реки и каналы столицы, превращая Обводный, Фонтанку, Мойку, Пряжку и остальные в коллекторы канализации.
Проекты «нормальной» (в понимании современных людей) канализации до 1917 года не были воплощены в жизнь. Первая мировая, потом Гражданская, потом развал «военного коммунизма» — много лет никто не занимался трубами канализации. На улицах города появлялись многочисленные провалы. Да-да, именно — «туда».
Наводнение 1924 года внесло свою лепту, значительно разрушив мостовые и увеличив количество провалов на улицах. После этого канализацией, наконец, занялись вплотную и серьезно. Строительство длилось более 10 лет, но к концу 30-х годов настоящая канализация в Ленинграде была построена. Хотя часть окраин по-прежнему нуждалась в ассенизационных обозах.
Уже после войны, начиная с 1947 года, началась комплексная работа по полному охвату всех домов Ленинграда системой канализации. И эта работа была закончена аж в 60-х годах.
А уж если говорить об очистных сооружениях — их отсутствие приводило даже к дипломатическим осложнениям. Финляндия жаловалась на то, что даже до ее части Финского залива доходит вода, отравленная стоками Ленинграда. Возможно, именно это заставило тогдашние власти страны выделить деньги на строительство очистных сооружений.
Сменилась власть, Ленинград вернул старое название. Но только недавно представители организаций, занимающихся стоками и их очисткой, доложили, что стоки Петербурга очищаются полностью.