Хотя фильм и назвали «Вечера на хуторе близ Диканьки», он представляет собой лишь одну из повестей сборника, а именно «Ночь перед Рождеством». Режиссёром был ни кто иной, как Александр Роу, поэтому результат получился ещё сказочнее, чем оригинал Гоголя, и прекрасно воспринимался детворой.
Забавно, что «роль» украинской Диканьки (которая и сейчас находится в Полтавской области) у Роу «играла» русская деревня Гигирёво под Звенигородом. Она вообще была любимым местом съемок режиссёра — её мы можем увидеть в его фильмах «Варвара-краса, длинная коса», «Морозко», «Финист — Ясный Сокол». Недаром в киносреде её прозвали ГиГиРоу.
Правда, во время съёмок «Вечеров» в Подмосковье выпало мало снега, поэтому пейзаж с заснеженными горами пришлось снимать аж на Кольском полуострове.
В фильме было задействовано немало именитых артистов, но особенно выделялись двое.
Во-первых, «божественная» Солоха в исполнении Людмилы Хитяевой. Правда, для литературной Солохи актриса была слишком хороша, молода и худа. Поэтому для усиления «аппетитности» на Людмилу Ивановну надевали несколько юбок, а она старалась во время съемок пониже наклонять голову, чтобы получился второй подбородок.
Не мог не запомнится и любимый актёр Роу — Георгий Милляр. Роль чёрта не была для него в новинку — он частенько играл всякую нечисть — от Бабы Яги до Кощея Бессмертного. На съемках «Вечеров» ему пришлось тяжелее всего, потому что мороз на улице стоял хороший (да ещё и метель специальными ветродуями создавали), а на актёре было надето лишь тонкое трико с наклеенными волосами. Хитяева вспоминала, что, надевая концерт чёрта, Милляр постоянно крестился, говоря: «Господи, прости меня за это хулиганство!».
Фильм"Вий" был снят в 1967 году и стал первым настоящим киноужастиком в СССР. Сама идея снять фильм принадлежала режиссёру Ивану Пырьеву. Но так как он был ещё и директором «Мосфильма», то есть человеком занятым, он дал идею на разработку молодым режиссёрам — Константину Ершову и Георгию Кропачёву (так же Пырьев когда-то поступил и со сценарием «Карнавальной ночи», отдав его Рязанову). Однако отснятый материал ему не понравился «излишней реалистичностью», и он призвал на помощь режиссера Александра Птушко. Хотя имя Птушко стоит лишь в качестве соавтора сценария, по сути дела множество сцен было переснято им заново.
«Спортсменка, комсомолка и просто красавица» — Наталья Варлей — была выбрана на роль панночки именно из-за спортивной закалки, продемонстрированной годом ранее в «Кавказской пленнице». Ведь летать на гробу дело рискованное. Сам летающий гроб подвешивался к куполу на металлических струнах, а актрису ещё и пристёгивали монтажным поясом. Но однажды «панночка» всё-таки умудрилась выпасть из гроба, и была чудом поймана внизу её киноантагонистом Хомой Брутом в исполнении Леонида Куравлёва.
Так или иначе, со своей ролью Варлей справилась, а вот озвучивать панночку взяли всё-таки другую актрису — Клару Румянову.
Вначале для изображения нечисти хотели использовать увеличенных насекомых и пауков, но решили обойтись классическим арсеналом в виде летучих мышей, чёрных кошек, филинов и ворон.
Грим же всяких вурдалаков, мертвецов и гномов разрабатывала Сарра Мокиль. Результат вышел очень достойным. А вот Вий лично мне очень не понравился. Кстати, по первоначальному режиссёрскому замыслу он должен был появиться из-под земли, разламывая пол церкви, а в его чертах должен был узнаваться сотник, отец панночки. Но потом из него решили сделать более классического «чудика». В итоге на экране Вий выглядел слишком игрушечно, напоминая больше персонажа кукольного мультфильма.
Костюм Вия был такой тяжёлый, что его актёрски незатейливую роль играл тяжелоатлет. При этом даже он, делая несколько шагов, начинал обливаться потом.
Остальную нечисть тоже играли спортсмены, циркачи и несколько карликов.
Самой же необычной экранизацией сказок Гоголя стал снятый на киностудии Довженко фильм «Пропавшая грамота». Первоначальный сценарий назывался «Слепой дождь» и был более серьёзным. Фильм должен был снимать Виктор Гресь, а роль казака Василя играть Анатолий Папанов. Но Гресь заболел и отдал сценарий режиссёру Борису Ивченко. Тот первым делом взял на роль Василя Ивана Миколайчука и сильно переработал сценарий.
Несмотря на то, что сценарий отличался чрезмерной вольностью по отношению к первоисточнику, а сам фильм балансировал на грани арт-хауса, режиссёру удалось передать дух фантасмагории и тот особый украинский юмор, которым наполнены произведения Гоголя. Эстетика абсурда и карнавала не делают фильм скучным и непонятным. Напротив, многие фразы надолго врезаются в память:
— Ты бы хоть со мной, Василёк, попрощался!
— Да ты что, женщина! Меня там Царица ждёт!
Спроси его, не хочет ли он от меня в рыло?
За поводом не пью!
— Слушай, Василь, а может выпьем немножко?
— Нету сил отказаться. Немножко… Ну, ведро…
— Два ведра.
— И бочонок пива.
Из-за этой дурацкой стрельбы могли бы и домой не попасть.
Царица воспитанная-а-а… Вот так — тьфу! — плюнет… Вот, чтоб ты сделала? А она вот так плюнет и разотрёт, плюнет и тут же разотрёт…
После окончания съёмок в 1972 году фильм неожиданно попал на полку (наверное, показался цензорам недостаточно идейным) и пролежал там, по одним сведениям, до распада СССР, по другим — до 1987 года (мне всё-таки кажется, что я застал его ещё в советскую эпоху). И по сей день это один из моих самых любимых фильмов.
На этом свой цикл про сказки Гоголя я заканчиваю, и напоследок вспомню два анекдота. Очень хотелось бы, чтобы свою актуальность сохранял первый, а не второй.
1) — Гиви, как по-английски будет гоголь-моголь?
— Думаю, шекспир-мекспир.
2) — А что вы скажете о Гоголе?
- Ну … Гоголь — мой любимый поисковик…
Желающим освежить в памяти замечательные произведения и узнать интересные факты о творчестве Гоголя — мой цикл статей о сказках писателя:
— Почему Гоголь обратился к «малороссийской» теме?
— «Вечера на хуторе близ Диканьки». Фантастика или реализм, юмор или лирика?
— Зачем Гоголь придумал Рудого Панька?
— Кто придумал Вия?