Хотя STEPPENWOLF — группа американская, её создатель родился в немецком городке Тильзит 12 апреля 1944 года под именем Йоахим Фриц Крадледат. Мало того, что время и место рождения было не самым удачным для немецкого мальчика, так ещё и папаша его бился в войсках вермахта со стремительно наступающими советскими войсками. Отца Йоахима скоро убьют, мать с сыном сбегут из Тильзита в Арнштадт, а родной Тильзит превратится в город Советск Калининградской области.
Впрочем, и Восточной Германии семья задерживаться опасалась, и в 1948 году бежала из «просоветской» ГДР в «проамериканскую» ФРГ. Там, слушая радиостанцию американской военбазы, мальчик и пристрастился к рок-н-роллу.
Реализовывать свои рок-н-ролльные мечты парень стал уже в Канаде, куда перебрался в 1958 году. Там он собрал группу THE SPARROW, и тотчас сменил немецкое имечко на простенький псевдоним — Джон Кэй. В 1966 году он снова сменил место жительства и переехал с музыкантами в США, а именно в Калифорнию, в которой рок-жизнь как раз била тогда ключом.
Там изменился не только состав группы, но и её название. Их новый продюсер Гэбриэл Меклер сказал ребятам, что ВОРОБЬИ (так переводится SPARROW) — не очень подходящее название для группы с жёсткой гитарной музыкой, и предложил им наречься STEPPENWOLF («Степной волк»). Очень уж нравился продюсеру одноименный роман Г. Гессе, да и в хиппанской тусовке он был тогда очень популярен. «Степного волка» не читал, но одобряю" - сказал Джон Кэй, и обновлённая группа начала записывать свой первый альбом.
Первые два сингла успеха не имели, зато третий сразу перевёл их в первый разряд американских рок-групп. Изначально «Born To Be Wild» — «Рождённый быть диким (или вольным)» — не казался однозначным хитом. Рекорд-компания настаивала на другой песне. В итоге все сошлись на том, что отошлют сингл с двумя песнями на радио, а там пусть сами решат, какая из песен лучше. Как мы знаем, выиграла «Born To Be Wild», заняв в 1968 году 2-е место в чартах США.
Окончательный культовый статус она приобрела после того, как вошла в саундтрек фильма 1969 года «Easy Rider» («Беспечный ездок») о двух байкерах, колесящих по Америке подобно вольным бродягам. Интересно, что поначалу в фильме хотели использовать музыку другой группы — CROSBY, STILLS AND NASH, а песни STEPPENWOLF считались временной «рабочей» заменой. Но, пока суд да дело, песни STEPPENWOLF («Born To Be Wild» и «The Pusher») так идеально «срослись» с фильмом, что заменить их не поднялась рука.
В итоге «Born To Be Wild» тут же стала своеобразным гимном всея байкеров, а Джон Кэй до сих пор исполняет её на байкерских фестивалях.
Интересно, что автор этой песни — Деннис Эдмонтон — даже не состоял в группе. Хотя и посторонним человеком его не назовёшь — он приходился братом ударнику STEPPENWOLF — Джерри, и даже эпизодически играл в THE SPARROW. После чего, взяв псевдоним Марс Бонфайр, решил заделаться сонграйтером. И, как видите, не прогадал — учитывая успех песни и количество каверов на неё, Марс обеспечил себе надёжную финансовую подпитку.
Об истории возникновения своего хита он рассказывал так:
«Я шёл по бульвару Голливуда и увидел плакат на окне „Рождённый ездить“ с изображением мотоцикла, который как вулкан извергался из земли в пламени. В то время я как раз купил свой первый автомобиль. Так что всё пришло вместе: образ мотоцикла и те свобода и радость, которые я испытывал от обладания авто».
Джон Кэй поведал немного другую версию:
«Он написал „Born To Be Wild“, ибо мечтал заработать на мотоцикл American Motors Matador. Это придало бы ему чувство независимости и свободы, вот и вдохновило на написание песни. Но на мотоциклах он повёрнут не был. В песне о них и не поётся, там сказано „Get your motor running“ („Вруби свой мотор“). Это могло быть что угодно. На самом деле он писал о стародавнем развлечении американских подростков — гонять по шоссе и пугать нормальных водителей. Хит оказался очень ко времени — вокруг только и твердили о независимости, ином образе жизни, об „альтернативе“, свободе от родительской опеки… в общем, он соответствовал бунтарскому настрою молодёжи».
Также Кэй утверждает, что в изначальном варианте песня больше напоминала фолк-балладу, и именно STEPPENWOLF превратили её в энергичный зубодробительный боевик. Музыка группы вообще отличалась большой по тем временам жёсткостью, и по праву считается одним из первых образцов стиля «хард» и «хэви-металл» (поначалу эти термины не разделяли).
Джон Кэй:
«Мы с Джерри одновременно решили, что главное в нашей музыке — мощная ритмическая основа. „Вдарь им покрепче, разъясни, что хотел — и двигай дальше“ — таким принципом мы руководствовались. При этом тексты группы были вполне философскими: здесь сказалось как влияние фолк-сообщества, так и воспоминания о детстве, проведенном в послевоенной Германии. Я считал, что тяжелая музыка вполне способна давать людям пищу для серьёзных размышлений».
Кстати о «тяжёлом металле». Много споров идёт о том, кто первый употребил выражение «heavy metal». Пальму первенства обычно отдают писателю Уильяму Берроузу, а STEPPENWOLF уверенно занимают второе место. И всё благодаря одной строчке из «Born To Be Wild», а именно — «heavy metal thunder». Какой-то «знаток» перевёл её, как «грохот тяжёлых орудий», и с тех пор этот «перевод» кочует из статьи в статью. Хотя, даже взяв с полки словарь, становится понятно, что речь идёт о «тяжёлом металлическом громе», а точнее о том звуке, который производит выхлопная труба.
Эй, заводи мотор
Мчись вперед по шоссе
Ищи приключения
Что бы не случилось
Да, милая, сделаем это
Сожмем мир в объятиях любви
Выстрелим из всех пушек сразу
И высадим его в воздух
Я люблю дым и молнии
Громовые раскаты тяжелого металла
Мчаться наперегонки с ветром
И чувствовать, что испытываю я
Да, милая, сделаем это
Сожмем мир в объятиях любви
Выстрелим из всех пушек сразу
И высадим его в воздух
Как истинные дети природы
Мы рождены быть свободными
Мы можем взобраться высоко
Мы хотим жить вечно
Рождены быть свободными…
Несмотря на то, что «Born To Be Wild» стала самой коммерчески успешной (а по моему мнению, и лучшей) за всю карьеру STEPPENWOLF, группа имела стабильный успех вплоть до самороспуска в 1972 году. День, когда Кэй объявил о распаде группы — 14 февраля — мэр Лос-Анджелеса даже объявил «днём STEPPENWOLF», что уже говорит о многом. Впоследствии, как обычно, группа периодически воссоединялась и, по-моему, выступает до сих пор.
Что касается «Born To Be Wild», то её не устают перепевать. А в устах певицы Ким Уайльд (Kim Wild) песня приобрела ещё и каламбурный оттенок — «Рождённая быть Уайльд».