Вот и решили совмещающий должности великого князя литовского и короля польского Сигизмунд II и последний ливонский ландмастер Готхард Кетлер создать на части земель Ливонского ордена герцогство Курляндское и Семигальское.
Ну, а чтобы свежеиспеченному герцогу было счастье, его литовско-польский сюзерен наделил своего нового вассала разным имуществом. Так в конце 1562 года основатель герцогской династии Кетлеров заполучил в собственность Бауский замок. И почти сразу же начал активно его использовать в своей деятельности на благо и пользу всей Курляндии и Семигалии. Уже второй Курляндский ландтаг в 1568 году прошел именно в Бауской крепости.
Казалось бы — живи и радуйся. Так нет. Не радовалось первому курляндскому герцогу. Никак не радовалось. Свербила его и не давала спать по ночам одна не очень радостная мыслишка. Крепость, мол, она крепость и есть. С точки зрения безопасности, в том числе и личной, — очень даже. А вот с точки зрения престижа? На ландтаги разный народ приезжает. Приезжает, смотрит… Оценивает. А такой ли должна быть герцогская резиденция?
Знамо дело — совсем не такой! Тут ведь что? Строгость, практичность… А подобающий герцогской резиденции блеск где?! Э-эх, развернуться бы герцогу…
Вот только поначалу — никак было. Не развернуться. Ещё же Ливонская война шла. А как одолеют эти русские? И что? Строил, строил, а потом? Дяде, что ли? Замок — не носовой платок. В карман не положишь и с ним от русских не убежишь.
Но всё — и хорошее, и плохое — когда-нибудь, да заканчивается. 15 января 1582 года в Заполье был подписан мирный договор. И завершилась война. А работы в Бауском замке закипели.
Сооружения старого форбурга частично снесли, сухой ров засыпали, а на высвободившейся площади возвели примыкающую к восточной стене старого замка подкову из трёх двухэтажных зданий, крытых плоской, похожей на деревянный лемех, черепицей. По углам примыкания длинных сторон подковы к своей вершине встали две башни, которые в совокупности с двухэтажными корпусами и старой стеной крепости образовали внутренний дворик герцогской резиденции.
Перед строителями стояла сложная задача. С одной стороны — приграничная территория. На которую кто только не имеет видов. Значит, надо обеспечить безопасность как жильцам замка, так и его защитникам. С другой стороны — это не просто крепость. Герцогская резиденция. У неё и вид должен быть соответствующий. Чтобы каждый прохожий-перехожий понимал, кто тут, в замке, живет. Кто в невысоком…
Вот и врезались в стены новых корпусов большие, парадные оконные проемы с образующими оригинальный геометрический узор стёклами в тяжелых свинцовых рамах. Но в целях безопасности на наружных стенах они располагались только на втором этаже и, помимо этого, усиливались красивыми, но крепкими оконными решетками.
Фасады замка, в подражание южно-немецким дворцам, были украшены характерной для Ренессанса и маньеризма бриллиантовой рустикой — покрыты штукатуркой по специальной технологии (сграффито), имитирующей квадровую кладку. Суть этой технологии частично раскрывается её названием. Sgraffiare — от итальянского «выцарапать».
Для начала на стену наносится несколько слоёв штукатурки, отличающихся друг от друга по цвету, в зависимости от подмешиваемого к основе красящего пигмента. Как только оштукатуренная поверхность высохнет и схватится, на неё углём по трафарету наносится рисунок, который затем «процарапывается». Специальным инструментом штукатурка соскребается. В разных местах на разную глубину. До конкретного цветового слоя. Итоговым результатом получается поверхность, выпуклые и заглублённые части которой окрашены по-разному. И если всё сделано правильно, то вот он — многоцветный рисунок, на века остающийся на оштукатуренной поверхности, благодаря большой стойкости получаемых в технике сграффито изображений.
Бауское сграффито — наиболее хорошо сохранившееся и самое роскошное из всех тех, что пусть и фрагментарно, но дошли до нас в иных латвийских замках и усадьбах.
А ведь опять же — всё дело случая. Не выйди младшая дочь герцога Кетлера — Елизавета — замуж за знатного вельможу Тешинского герцогства, не пошли Готхард с дочерью, в качестве одной из составляющих приданного, Георга Курляндского… Знаменитого мастера оружейных дел, изделия которого и сегодня выставлены в экспозиции польского музея «Чешина». Не будь первого и второго, разве подумал бы тешинский сват прислать своему курляндскому родственнику в качестве ответной благодарности целую бригаду штукатуров, мастерски владеющих техникой сграффито?
Но было. И первое, и второе. И прислал тешинский сват целую бригаду. А в результате — вот она. Бриллиантовая рустика в технике сграффито. Лучшая в Латвии. Сохранившаяся несмотря ни на что.
Умершему в 1587 г. Готхарду не довелось полюбоваться плодом рук своих строителей и мастеров-штукатуров тешинского родственника. Да и его предкам не очень везло с замком.
Пришедший на смену XVI-му XVII-й век привёл за собой целую череду польско-шведских войн, в ходе которых замок не раз переходил из одних рук в другие. Так что когда в 1660 г., после подписания Оливского мирного договора, шведский гарнизон оставил замок, на его восстановление из курляндской казны пришлось потратить, ни много ни мало, 12 тысяч даллеров.
Только-только восстановили герцогскую резиденцию, как… Уже XVIII век — на порог. И… Северная война.
В 1701 г. снова над башнями крепости взвился шведский флаг. Сам Карл XII, осмотрев замок, остался им зело доволен и счёл пригодным использовать сооружение «как для складов, так и для пограничного поста». Конечно, и усилить бы крепость не мешало. Для чего 23 августа того же года шведский король подписал во Фрауэнбурге (нынешнем Салдусе) специальный приказ — «О назначении каждого третьего крестьянина Курземе на работы по строительству укреплений в Бауске». И закипела работа под руководством генерал-майора Карла Магнуса Стюарта.
Вот только ни к чему она не привела. К концу августа 1705 г. русская армия овладела почти всей Курляндией. Посчитав в данной ситуации сопротивление бессмысленным, шведский гарнизон 14 сентября сложил оружие.
Но и русские части стояли в крепости не так долго. В марте следующего года, отступая из Курляндии, они взорвали возведённые генерал-майором Стюартом земляные валы, бастионы и южную часть герцогской резиденции.
А в 1710−11 гг. в Бауске свирепствовала чума. Треть города вымерла. Для тех, кто выжил, замок стал источником добротного строительного материала. Кто тайно, кто явно, но жители Бауски потихоньку стали разбирать бывшую герцогскую резиденцию. Так что по окончанию Северной войны Курляндскому герцогу не было никакого смысла возвращаться в Бауску. Он и не вернулся…
Но несмотря на все свалившиеся на замок злоключения, бриллиантовая рустика сохранилась. А в свежие, обновленные цвета Бауское сграффито раскрасили начавшиеся не так давно восстановление замка и его реставрация.