С приходом в нашу жизнь Интернета мы перестали выписывать и читать газеты. Только местную, которая приходит три раза в неделю на маленьких четырёх полосах и после быстрого ознакомления с новостями и объявлениями тут же используется для чего-нибудь или передаётся для чтения бабушке.
Иногда почтальон приносит нам письма в конвертах, оклеенных марками, как цветочками, разных размеров и расцветок. Письма эти шлют сейчас Пенсионный фонд и Налоговая инспекция, Сбербанк и иже с ним, ГИБДД и прочие госструктуры. И все, как один, требуют: оплатите. Я спросила у нашего почтальона, много ли она разносит газет. «Почти ничего. Только те, которые бесплатно раздают некоторые партии своим членам да местную». Вот так.
А ведь ещё пять лет назад я выписывала кучу газет: «Комсомолку», «Российскую газету», «Аргументы и факты», «Айболит», профессиональную свою газету «Учительскую». Газеты лежали на столе, на диване, под диваном, на тумбочке, на гладильной доске, на подоконнике, в туалете — везде были вчерашние, позавчерашние и только что принесённые почтальоном газеты.
Газеты служили человеку верой и правдой всю свою недолгую жизнь. В них заворачивали продукты питания, особенно селёдку. Бабушки вертели кулёчки для семечек. Газетами оклеивали стены под обои, утепляли на зиму оконные рамы, натирали скомканной газетой до блеска зеркала и стёкла. Летом хозяйки использовали газеты вместо жалюзи: солнечный свет не попадал в комнату, и прохлада сохранялась в самый знойный день. В газетах хранили меховые изделия, чтобы моль не съела, наполняли ими зимнюю обувь, чтобы сохранить форму, а зимой газетами обувь сушили.
Газета служила скатертью, если приходилось пить пиво с воблой или отдыхать на природе. На сложенные вместе несколько газет можно было без опаски сесть на землю, они прекрасно хранили тепло. Газетой разжигали печи в русских домах. А мужики, оторвав белые некрашеные края, насыпав махорки, делали из газеты папиросы, склеивали слюной и курили.
Детишки тоже находили применение газетам. Мальчишки складывали из газет панамки, пилотки и будённовки, а девочки вырезали красивые картинки для своих альбомов. Самолётики тоже из газет получались отличные. Ещё их использовали в качестве промокашек, если настоящей под рукой не было. Подросшие мальчишки и девчонки, поступив в институт, возили из дому яйца, завёрнутые по одному в кусочек газеты, а также мамы заботливо перекладывали в ящичках и сумочках стеклянные банки, чтобы не разбились в пути и не вытекло варенье.
Мастерицы использовали газеты для изготовления различных поделок: ваз, шкатулок, игрушек.
Кошкам в туалет вместо модного сейчас наполнителя тоже резали газетки, да и люди во времена тотального дефицита не брезговали газетой в качестве туалетной бумаги.
Газета исполняла роль медицинского пластыря. Помню, папа, порезавшись бритвой, заклеивал место пореза газетой, и кровь останавливалась. А ещё газетой, смоченной в воде, лечили гематомы, только нужно было прикладывать сразу после ушиба.
Если в комнате появлялась муха или комар, то тут же сворачивалась газета в несколько слоев, и мухобойка готова. А сейчас у нас в доме две мухобойки, но не найти ни одной, если вдруг залетает какое-нибудь насекомое.
А вот один случай применения газеты тронул меня до слёз. Дедушка в день рождения внука оставлял на хранение газеты, которые приходили в дом, как свидетельство эпохи. Теперь внук перечитывает эти газеты и погружается в то время, когда он был младенцем, ребёнком, подростком, юношей.
На 8 Марта мужчины в мороз заворачивали в газету букеты цветов, чтобы донести любимой живыми.
А после праздника бутылки с остатками вина затыкали пробками из той же газеты.
Наверное, о роли газеты в жизни человека можно ещё вспомнить много и в шутку, и всерьёз. Но то, что газета уходит из нашей жизни — это факт. Как скоро это произойдёт, предсказывать не берусь, но то, что она скоро станет музейным экспонатом, сомнений лично у меня не вызывает.