Конкурсы «Слово года» проводятся по нескольким номинациям: «отдельные слова», «фразы», «жаргонизмы», «заимствования», «авторские неологизмы». Результаты подводит экспертный совет, состоящий из уважаемых учёных-лингвистов и журналистов. В последние годы в Фейсбуке также проходит независимое общественное голосование, результаты которого идут в общий зачёт.
В Америке конкурсы проводятся с 1990 года, поэтому в 2000 году был подведён итог прошедшего столетия — им стало слово «джаз». Слово года 2011 — pragmatic (прагматичный). В список самых популярных вошли также два слова, понятные без перевода — socialism и capitalism, связанные с событиями, получившими в СМИ название «Захвати Уолл-стрит».
Словом 2012 года стало «хэштег» (hashtag) — специальная метка в Твиттере, которая употребляется для указания темы или ключевого слова. Хэштеги стали повсеместным явлением в онлайн-беседах. Популярность слова нашла отражение в реальной жизни, причём самым неожиданным образом: молодая американская пара назвала свою новорождённую дочку Хэштег, а вскоре у малышки Хэштег Джеймсон появились «подружки»: в Египте живёт девочка по имени Фейсбук, а в Израиле — маленькая Лайк. Как говорится, дети играют в слова, а взрослые играют словами.
Выражением года 2011 в Великобритании стало «squeezed middle» («зажатые средние»), отражающее финансовые трудности среднего класса в период кризиса.
Словом года 2011 в Германии, где суровым проверкам на выживаемость были подвергнуты банки, АЭС и другие объекты, стало слово «stress-test». В десятку самых популярных вошло слово «сгуттенбергить» (guttenbergen), которое появилось после скандала вокруг диссертации министра обороны Карла-Теодора Гуттенберга. Его лишили учёной степени, когда выяснилось, что его диссертация была написана с нарушениями научных стандартов: при использовании чужих текстов не всегда указывался источник цитаты и авторство. Новое слово широко используется молодёжью, когда речь заходит о плагиате.
В Японии ежегодно выбирается один иероглиф, используемый для обозначения минувшего года. В 2011 году произошла ужасная катастрофа, вызванная землетрясением и цунами, в результате чего пострадала АЭС «Фукусима». Эта авария стала крупнейшей в истории атомной энергетики после Чернобыльской 1986 года. Неудивительно, что кандидатами на звание «Иероглиф года» были «васаваи» (катастрофа) и «син» (землетрясение). Однако победителем стал иероглиф «кидзуна», обозначающий «единение народа в трудную минуту».
В России конкурсы «Слово года» проводятся с 2007 года. Победителем сразу стало слово «гламур», а в декабре 2011 года «гламур» выиграл ещё раз уже в номинации «Слово десятилетия». Поистине, триумфальное шествие! Словами десятилетия стали также: блог (ер), ЕГЭ, креатив, нано-, пофигизм, гаджет, а также восклицание «Вау!».
Что касается номинации «Фраза десятилетия», то тут на первое место вышло грызловское «Парламент — не место для дискуссий». Она по-своему характерна для 2000-х, также как для 1990-х — фраза Черномырдина «Хотели как лучше, а получилось, как всегда».
«Выражения десятилетия» — «вертикаль власти», «социальные сети» и «басманное правосудие».
В 2011 году проводились два вида голосования. В «профессиональном» участвовал экспертный совет клуба «Словари XXI века», а в «общественном» — группа «Слово года» в Фейсбуке. Оба голосования единодушно признали словом года «РосПил», а также: «гражданин поэт», «лайкать», «понауехавшие».
У каждого слова или выражения, конечно, есть создатель, но он, как правило, остаётся анонимным. Автор интересного слова «РосПил» — известный блогер Алексей Навальный. Слово содержит в себе каламбур: «распил» уже есть в языке, а тут — российский пилёж бюджета. «Заимствования» 2011 года: «твиттер», «фейсбук», «планшетник», «айфон», «айпад», «скайп», «онлайн», «медиа».
Главным словом 2012 года признано прилагательное «Болотная». В этом топониме (обозначение географического объекта) «площадь» быстро отпала. Ни к чему оно, когда и так ясно, о каком месте идёт речь. Как это часто бывает, если где-то происходят важные события, топоним перестаёт быть таковым. Имя собственное становится именем нарицательным, нужным для обозначения явления. Крымск, Дубровка, Хиросима — это не только точки на географической карте. Вслед за «Болотной» идут слова «окупай», «панк-молебен», «митинг», «религархия», «кривосудие».
«Фраза года» просто пронзительна: «Очень жалко людей, особенно всех». Прекрасные слова, получившие премии на конкурсе авторских неологизмов, — «молчевидец» (тот, кто видит, но молчит) и «ропщественность» (приглушенное возмущение). Несомненно, происходит оживление вкуса к словотворчеству, заново открывается смысл в тех словах, которые раньше употребляли автоматически, по привычке.
Смешное слово «типа» — одно из определяющих слов десятилетия, его иногда называют неопределённым артиклем русского языка: «он, типа, мерзавец», «я, типа, твой должник». Слово это зощенковское, оно пришло из книжного языка, но им овладели массы. Стало трудно произнести примитивное «Я тебя люблю». Скорее всего, это прозвучит длиннее: «На самом деле я тебя как бы типа того что люблю».
Конкурс «Слово года», как все конкурсы такого рода, подводит итоги, фиксирует всё новое и интересное, что происходит за год в языке, этой великой, подвижной, постоянно развивающейся системе. Мы же, мировое русскоязычное сообщество, принимая к сведению эти итоги, всё-таки будем продолжать говорить и писать простыми русскими словами. Теми самыми нужными словами, которые сами собой придут в голову в трудную лексико-семантическую минуту.