Кумовство: традиция или жизненная необходимость?

Реклама

Некоторые традиции настолько прочно вошли в нашу жизнь, что, следуя им, мы даже не задумываемся об их происхождении и внутренней сути. Мы воспринимаем их как само собой разумеющееся, как потребность в здоровой пище, полноценном отдыхе или личной гигиене. Можно, конечно, и обойтись, но…

Именно такой традицией у славян является кумовство — неиссякаемый источник поговорок, анекдотов и иных шедевров народного творчества, приносящих массу позитивных эмоций. Чего только стоит «Кумиада» Павла Глазового.

При всем при этом, на вопрос о происхождении слова «кум» получить ответ достаточно сложно. Кум и кум… Он и в Африке… Как следствие, фактически полное отсутствие знаний о тех правах, которыми наделяется кум, и тех обязанностях, которые на него возлагаются. Разве что поздравить кума и куму с праздниками и обязательно — ребенка в день его рождения.

Относительно Африки — судить не берусь. Не исключено, что там тоже существует подобная традиция. Но если мы говорим именно о кумовстве, то это традиция сугубо и только славянская, хотя и основывается на традиции времен первобытно-общинного строя. Имеется в виду — на побратимстве.

Реклама

Обратимся к Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона:

«Побратимство — старый общеарийский обычай, удержавшийся в полной силе лишь у югославян по условиям их национально-политической жизни.

Отличительные черты побратимства: верность и преданность друг другу, чистота нравственных отношений, возможность разноверия и разноплеменности, нерасторгаемость, отсутствие отношений имущественного наследования".

Прошу обратить особое внимание, что определение не мое личное, а Брокгауза и Ефрона!

Думаю, все понимают, что побратимство присуще молодым (по крайней мере, я не встречал фактов братания между людьми преклонного возраста). А молодость, как известно, переходное и очень кратковременное состояние. Пора свободная заканчивается, приходит время создания семьи.

Реклама

И что же побратимы? Какова форма их дальнейших отношений, не наносящая ущерба их дружбе и не ущемляющая интересов их семейств? Да только одна — стать полноправным членом семьи побратима. В качестве кого? Опять без вариантов — на правах главы семейства (иначе нарушения равенства, а это клятвопреступление). Но, естественно, не главы семейства в общепринятом понимании, а в качестве духовного главы.

Обратимся еще раз к словарю Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона:

«Кумовство — народное название духовного родства. У малороссов клыкани, т. е. кум и кума, по отношению к пригласившему их отцу ребенка, считаются родными; (…) кум может пригласившему его давать советы и выговоры, даже обругать (…), тогда как последнему грех ответить ему тем же. По отношению друг к другу восприемники считаются товарищами…»

Ох уж эти Брокгауз и Ефрон!

Детям свойственно брать пример с других. Человек, с мнением которого считается отец (!), для ребенка становится кумиром, а для его родителей — кумом.

«Будь для моего ребенка духовным наставником. Стань его кумиром», — просит побратим. А от кумовства, как известно, отказываться грех…

Реклама