«No Woman No Cry» (1974)
Наконец, в 1975 году Марли удалось и самому добраться до вершин хит-парадов США и Британии с альбомом «Natty Dread». Этот же альбом содержал и, наверное, самую знаменитую песню в стиле регги — пронзительно-лиричную «No Woman No Cry». Правда, более популярной стала более медленная и вдохновенная концертная версия песни, записанная во время выступления Марли в лондонском театре Lyceum (и увековеченная на диске «Live!» 1975 г.).
Некоторые до сих пор переводят название этой песни как «Нет женщины — нет слёз» (что-то вроде «Баба с возу — кобыле легче»), а у компьютерщиков была подобная шутка насчёт монопольной операционки — «No Windows No Cry». В 2002 году шутка была реализована группой КОРАБЛЬ, записавшей пародийный кавер «Нет бабы нет слёз».
«Всё всегда нормально, если бабы рядом нет,
Ты всегда спокоен и весел.
Она не скажет „Хватит!“, она не скажет „Нет“,
И не будет в мире грустных песен…»
Возможно, это забавно, но в корне неправильно. На самом деле всё переводится гораздо банальнее и лиричнее — «Нет, женщина, не плачь», или как спела группа ЧАЙ-Ф в своем кавере на этот хит — «Родная, не плачь». Пишут, что идея песни родилась, когда болела его мать, и «No Woman No Cry» стала своеобразной поддержкой и данью уважения матерям и женщинам вообще.
Сам Марли всегда утверждал, что авторство хита принадлежит его другу — ямайскому музыканту Винсенту Форду. Однако почти точно известно, что подобное заявление — лишь широкий жест Боба, своеобразный подарок своему коллеге, больному диабетом. Кроме того, на роялти-отчисления за «No Woman No Cry» Винсент содержал столовую для бедняков в Тренчтауне — районе-гетто в столице Ямайки — Кингстоуне. Именно там прошло детство и Марли, и Винсента.
Поэтому так много автобиографичного в тексте этой песни.
Б. Марли:
«Я очень люблю эту песню. Она очень много значит для меня, в ней много чувств, близких мне.
…Три в одном. Ритм, наполненный счастьем, грусть и хорошие вибрации — это корни».
Лирика «No Woman No Cry» органично переплетена с политикой, грусть — с оптимизмом. Марли поет о лицемерах в правительстве, о погибших друзьях, и при этом обращается к своей любимой, убеждая ее, что «пока я иду, всё будет хорошо».
«One Love (People Get Ready)» (1977)
Участие Марли в политической борьбе на Ямайке проходило в обстановке настоящего экстремизма. Борьба между «левой» Национальной народной партией и «правой» Лейбористской партией доходила до вооруженных столкновений. Поначалу Марли поддерживал «левого» премьер-министра Майкла Мэнли. И хотя потом, став популярной фигурой, Боб не хотел выступать на одной стороне, в разгар очередных выборов решил таки выступить в 1976 году на концерте, организованном Мэнли.
Прямо перед концертом семью звезды регги и его гостей бандиты подвергли настоящему обстрелу. Чудом обошлось без смертей. При этом раненный Марли не отказался от выступления, заявив: «Люди, пытающиеся сделать этот мир хуже, не берут выходных. Как я могу это делать?».
Именно после этого музыкант записал и выпустил ещё одну широко известную песню «One Love» («Одна Любовь»). Так как в ней были использованы мотивы песни «People Get Ready», написанной Кейтом Мэйфилдом и выпущенной группой IMPRESSIONS в 1965 г., Марли решил разделить авторство. В результате его версия стала проходить под двойным названием «One Love (People Get Ready)».
Утверждают также, что другим источником вдохновения стали картины друга Боба — карибского художника Романа Сельваджо.
Конечно, светлая песня со строчками:
«Одна любовь! Одно сердце!
Давайте объединимся, и всем будет хорошо
Услышьте плачущих детей. (Одна любовь!)
Услышьте плачущих детей. (Одно сердце!)»
тут же стала символом мира, братства, примирения, единения
Умереть Бобу пришлось рано, но не от пули. В 1977 году, играя в футбол, он повредил палец на ноге. От ампутации убежденный растаман отказался. В итоге это привело к появлению злокачественной опухоли, и в мае 1981 года Боб Марли умер от рака.
В 1990 году день рождения звезды регги (6 февраля) был объявлен национальным праздником, в 1997 году «One Love (People Get Ready)» стала гимном Ямайского Министерства туризма, а в 2002 году песню «No Woman No Cry» объявили самой популярной песней многострадальной родины Марли.