Чтобы добиться максимально продуктивной работы, писатели склонны использовать различные способы, порой весьма экстравагантные.
Великий труженик, писатель и философ по натуре Оноре де Бальзак (1799−1850), не делавший, кстати, принципиальных различий между этими понятиями, автор эпопеи «Человеческая комедия», бывало, работал, стоя босиком на каменном полу.
Генрик Ибсен (1828−1906) — известный норвежский драматург, представитель реалистического направления, около тридцати лет добровольно проживший за пределами своей родины, создатель знаменитого «Пер Гюнта», во время работы, случалось, рвал ненужные бумаги, газеты, что помогало ему сконцентрироваться только на важных сюжетных линиях.
Жан-Жак Руссо (1712−1778) — французский писатель и философ, автор знаменитого произведения «Исповедь», по преданию, во время работы любил побыть под лучами жаркого солнца, считая, что это делает творческий процесс более интенсивным.
Все эти способы, по мнению лиц, их использовавших, способствовали приливу крови к голове, а значит, более интенсивной работе.
Сейчас невозможно сказать, кем из писателей была выпита первая чашка кофе. Во мраке времен скрыто его точное место рождения, однако существует много легенд, связанных с появление кофе. Одна из них свидетельствует, что первооткрывателями кофе явились коптские монахи, церковь которых тяготеет к православию. Им часто приходится бодрствовать, проводя время в молитвах. Бодрости и способствует кофе. Первоначально потребление кофе вызвало сильное противодействие со стороны мусульман, которое скоро сменилось терпимым к нему отношением не только со стороны мусульман, но и всего просвещенного мира.
Великий немецкий композитор
Естественно, что пройти мимо увлечения таким популярным напитком не могли известные всему миру творцы художественных произведений Денни Дидро (1713−1784), Жан-Жак Руссо (1712−1778), Ален Рене Лесаж (1668−1747), братья Гримм, Якоб (1785−1863) и Вильгельм (1787−1859) — немецкие филологи, известные собиратели и издатели сборника «Детские и семейные сказки». Не избежал неумеренного пристрастия к кофе и великий автор многотомного произведения «Человеческая комедия» Оноре де Бальзак, выпивавший ежедневно до пятидесяти чашек кофе, что пагубно сказалось на его здоровье. Про него говорили: прожил пятьюдесятью тысячами чашек кофе и умер от пятидесяти тысяч чашек кофе. Все эти люди были завсегдатаями кофеен, истинными поклонниками и любителями этого бодрящего напитка, отгоняющего сон и дарующего радость творческому процессу.
Кофе дымилось и на столах многих других поэтов и писателей, одаряя их весельем, здоровой бодростью духа и свежестью мысли. Известный французский историк и публицист Жюль Мишле (1798−1874) так воспел кофе: «…С тех пор, как появился кофе, меньше раздавалось по ночам пьяных песен, меньше мужчин сваливалось в уличные канавы. Крепчайший кофе из Сан-Доминго, который пили Бюффон, Дидро, Руссо, придавал еще больше жару душам, и без того горячим, и в этом темном напитке уже поблескивали огни 89 года».
Среди поклонников французской революции был и Иоганн-Христофор-Фридрих Шиллер (1759−1805) — знаменитый немецкий поэт и философ, автор драмы «Разбойники», в его доме в Веймаре до сих пор хранится чашка, из которой он пил кофе из Аравии.
В отличие от вина и других алкогольных напитков кофе не отделяет своим действием реальную жизнь от воображения, не искажает воображения, не является обманом нашего восприятия действительности. Кофе оставляет писателя полностью свободным в его оценках и характеристиках событий и героев, усиливает трудоспособность, делает крылатой мысль, которая легко бежит, оценивая происходящее; кофе заставляет исчезать усталость и напряженное состояние души.
Следует отметить, что аналогичное значение имеет и другой бодрящий напиток — чай, история которого также уходит в далекую древность. В Великобритании прославляли и популяризировали этот напиток Джозеф Аддисон (1672−1719) — поэт, драматург, издатель, политический деятель, и его друг Ричард Стил (1672 — 1729) — английский писатель и журналист. Они прославили этот целительный и бодрящий напиток в литературном мире Великобритании.
В самом же Китае, где чай выращивается, он вошел в поэзию и стал источником поэтического вдохновения с восьмого века. В Китае и Японии — чай больше, чем просто волшебный напиток, это символ, с чайными церемониями и искусством чаепития.
Думается, что ответ на поставленный в начале статьи вопрос не может быть однозначным и зависит от личных пристрастий писателя, но оба эти напитка, бесспорно, не могут идти ни в какое сравнение с алкоголем, погубившим немало литературных талантов.