Земля бесстрашья — Невский пятачок!
Здесь полегли храбрейшие из храбрых.
Потомок! Знай своей свободы цену
И мужеству учись и храбрецов!
Михаил Дудин, 1941 год
По силе эмоционального воздействия эта экскурсия произвела на меня неизгладимое впечатление. Она началась с посещения Музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда», который расположен в пандусе Новоладожского моста через Неву, на Мурманском шоссе, вблизи деревни Марьино. Музей был открыт 7 мая 1985 года. На площади перед музеем стоят танки, участвовавшие в прорыве блокады Ленинграда: тяжелые КВ-1, КВ-1с, легендарный Т-34 и легкие Т-38, Т-26. Диорама является частью музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда», в который так же входят музей «Дорога жизни», мемориалы «Невский пятачок» и «Синявинские высоты». Авторы диорамы — ленинградские художники — ветераны войны и участники ленинградской эпопеи
Внутри помещения диорамы тихо и сумрачно, хорошо освещается огромное живописное полотно размером 40×8 метров, которое показывает картину семидневных боёв стратегической наступательной операции «Искра» в середине января 1943 года, завершившейся прорывом блокады. Два фронта, Ленинградский, под командованием генерала
После прорыва здесь за 18 дней была проложена железная дорога Поляны-Шлиссельбург, названная «Дорогой Победы», которая позволяла осуществлять связь с городом и сыграла огромную роль в окончательном снятии блокады в январе 1944 года.
После осмотра Музея-диорамы автобус везет нас к мемориалу «Синявинские высоты» — единственной в этом районе возвышенности высотой всего около 43 метров. Земля здесь обильно полита кровью солдат. В сентябре 1941 года, с выходом фашистских войск к Ладоге, высоты оказались в руках врага, оттуда шла корректировка немецкого огня, направленного на уничтожение Дороги жизни. И даже после прорыва блокады в 1943 году противнику удалось сохранить за собой этот плацдарм, что позволило обстреливать железнодорожную линию — «Дорогу Победы», связавшую Ленинград с «Большой землей». Полностью освобождены Синявинские высоты были только в январе 1944 года.
Сейчас на Синявинской высоте находится мемориальный комплекс — братские захоронения советских воинов, в том числе Героев Советского Союза
Когда стоишь на высоте, понимаешь, почему за нее шла такая упорная борьба — она господствует над заболоченной низиной с непролазными торфяниками, такие дали открываются! У подножья высоты небольшой родник с ключевой водой, к которому, как говорит экскурсовод, ходили за водой и наши, и вражеские солдаты — другого источника питьевой воды не было, вода в болотах была непригодна для питья. Над родником поставлен небольшой памятник, на котором начертаны стихи М. Пчелинцевой «Героям павшим нет забвенья! Их подвиг вечен и велик. Журчит родник благодаренья — священной памяти родник».
А вот и легендарный «Невский пятачок». Под этим названием навсегда вошел в историю небольшой участок на левом берегу Невы напротив поселка Невская Дубровка. Это узкая полоска земли на занятом фашистами берегу, ее размеры менялись от 4 до 1 км в длину и от 800 до 350 м в глубину, с одной стороны Нева, с другой — дорога. Мы обошли весь «пятачок» всего за час, вдоль и поперёк, спустившись к берегу, пройдя вдоль заросших траншей, обойдя все братские могилы и памятники, осмотрев новую часовню.
Кровопролитные бои на Невском пятачке шли с сентября 1941 года до февраля 1943 года, с небольшим трехмесячным перерывом летом 1942-го, когда плацдарм захватили немцы.
По воспоминаниям участников боев «более трагичного, страшного и героического, чем этот „пятачок“, они уже потом не видели». Ежедневно приходилось отражать по 12−16 атак противника. За сутки на них обрушивалось около 50 тысяч мин, снарядов и авиабомб. Когда после войны проводилось разминирование и очистка этой территории от остатков оружия, минеры говорили, что миноискатели не работали, потому что не было ни одного квадратного дециметра земли, не покрытого металлом: мины, снаряды, осколки, остатки боевой техники. Здесь до сих пор можно найти проржавевшие минометные гильзы, саперные лопаты, противогазы, ящики для снарядов: следопыты говорят, что концентрация боеприпасов позволит копать здесь еще лет пятнадцать-двадцать.
Закончить статью я хочу словами с памятника у входа на «Невский пятачок»: «Вы, живые, знайте, что с этой земли мы уйти не хотели и не ушли. Мы стояли насмерть у темной Невы, мы погибли, чтоб жили вы».
Вечная им слава!