Довольно-таки неслабое племя было — коританы, обитавшие в нынешнем Ист-Мидлэндсе. Каттувеллауны их завоевали, серьёзно так отодвинув границы своих владений на север.
Но коританам ещё повезло, некоторые живы остались. Анкалиты с биброками в результате агрессивных действий Кассивеллауна вообще исчезли с концами. Сегонтиаки оставили свои земли в долине Темзы и убрались на западное побережье.
С атребатами, предводительствуемыми Коммием, Кассивеллаун не связывался. С триновантами, как уже говорилось, мирно жил, вплоть до того, что сына женил на дочери их короля Мандубрака.
Кассивеллаун умер около 30 до н.э. Его сын, зять Мандубрака, правил недолго и подвигов не совершал.
В 20-м до Рождества Христова рексом Каттувеллаунов стал Таскиован. Правил он довольно-таки громко. Город Верламион (Сент-Олбанс) обустроил, сделал настоящей столицей. Народ в Верламионе торговлей занимался, глиняные изделия изготовлял, культурно так.
В это же примерно время, около 20 до н.э., рексом триновантов стал Аддедомар. Его права на трон не были бесспорны. Таскиован вспомнил, что приходится родным внуком королю Мандубраку, и предъявил претензии. Захватил часть триновантских земель, вместе со столицей. Столица находилась на месте нынешнего посёлка Броухинг, почти рядом с аэропортом Станстед.
Аддедомар сделал хорошую мину — объявил, что нашёл для столицы гораздо лучшее место. Триновантский двор перебрался в Камулодунум (Колчестер).
Но Таскиован отобрал у Аддедомара и новую столицу тоже, стал править и чеканить монеты в Камулодунуме, как законный рекс триновантов.
Но у Аддедомара был сын, Думновеллаун. Этот Думновеллаун, начиная с 15 до н.э. был рексом кантиев (кантиаков). Этими кантиаками вообще кто только не правил, вероятно, какие-то сложные правила наследования. Думновеллаун отправился с подарками в Рим. Тонко так намекнул, что мощная держава каттувеллаунов — не в римских интересах. Обещал платить дань, быть верным союзником и прочая, и прочая.
Империя предприняла дипломатическое давление. Не совсем дипломатическое: несколько легионов околачивалось в Галлии, вблизи северного побережья. Таскиован римлян опасался — вдруг и вправду десантируются в Британии. Вернул Камулодунум Думновеллауну и стал спать спокойно.
В 9 году уже нашей эры римляне потерпели сокрушительное поражение в Тевтобургском лесу. Были подчистую уничтожены три легиона. Оказалось, что дикие германцы вполне могут громить непобедимых легионеров. Насчёт «дикие» — преувеличение, конечно. Почему-то римляне держали за варваров в Риме же воспитанных германских вождей.
Империи стало совсем даже не до Британии.
Каттувеллауны действовали подозрительно оперативно. В сентябре 9 года случилось Тевтобургское недоразумение. И вот, пожалуйста, через пару месяцев рекс триновантов побеждён в сражении, в столичном Камулодунуме сидит сын Таскиована Кунобелин и уже монету чеканит.
Таскиован на такой подвиг не мог решиться при сильном Риме. Вождь германцев Арминий держал свои замыслы в секрете от римлян вплоть до начала сражения. Тем не менее уже загодя катувеллауны начали готовиться к вторжению в земли триновантов. Так получается.
В 10 Таскиован умер. Кунобелин снова перебрался в Верламион, уже в качестве рекса катувеллаунов. Впрочем, Камулодунум оставался как бы второй столицей, даже трудно сказать, которая играла в то время большую роль.
При Кунобелине установились хорошие отношения между катувеллаунами и Империей. Вроде как римляне не собирались вторгаться в Британию, а бритты — в Галлию. Других дел хватало.
Бритты, конечно, и до того активно занимались торговлей с континентом, но во времена Кунобелина — особенно.
Импорт в дикую Британию — товары первой необходимости: итальянские вина, особые сосуды для их питья, рыбные соусы из Испании, оливковое масло оттуда же, ювелирные изделия и модная посуда из Галлии.
Экспорт: дрессированные охотничьи собаки. Для новых древних римлян. Остальное попроще: зерно, шкуры, железо, рабы, серебро, золото. Где катувеллауны находили рабов? А золото? Простор для фантастических версий.
Мирная торговля — хорошо и правильно. Но желательно при этом ещё кого-нибудь завоевать.
В 25 году рекс катувеллаунов решился на войну с самым сильным соседом — атребатами. Не те уже были атребаты, что при Коммии. Кунобелин прогнал их правителя Верику и посадил на трон своего брата Эпаттика. Верика ушёл в партизаны с небольшой группой сторонников, все прочие атребаты признали Эпаттика рексом.
Брат Верики, Эпиллус, бывший в те времена рексом кантиев, куда-то пропал. Надо думать, не без помощи Кунобелина.
Держава катувеллаунов — неплохой такой кусок нынешней Англии. От Линкольна до Портсмута, от Ипсуича до Солсбери.
В 35 на должность правителя кантиев был назначен Админий, сын Кунобелина. Кент потерял последние остатки независимости.
В этом же году скончался Эпаттик. Упрямый Верика снова захватил трон атребатов. Младший сын Кунобелина Каратак пытался его прогнать, но так вот сразу не сумел.
Зато в это же примерно время Каратак вместе со средним братом Тогодумном успешно воевал на западе. Им удалось захватить северную часть королевства добуннов, это уже нынешний Глостер и берег Бристольского залива.
Примерно в 40 году у Кунобелина случился инсульт. Он ещё жил после этого полгода или год, но сил прежних, конечно, не было. Рулили сыновья.
Но братья не дружно жили. Младшие, Тогодумн и Каратак, изгнали старшего, Админия, из Кента.
Админий отправился в Рим просить помощи у Гая Калигулы. Император загорелся, начал составлять планы, но тут его убили, и дело заглохло.
Кунобелин умер в 41-м. В этом же году Каратак сумел всё-таки прогнать рекса атребатов Верику. Тот тоже направился в Рим за помощью, но уже к императору Клавдию.
На 41−43 годы расклад такой. Верховный рекс катувеллаунов — Тогодумн. Зависимый правитель атребатов и кантиев — его брат Каратак. Что-то не очень понятно с триновантами, вероятно, их уже считают катувеллаунами, поэтому и упоминать отдельно незачем.