Как LED ZEPPELIN освоили восточную тему?

Реклама
Грандмастер

В 1975 году LED ZEPPELIN были на пике своей карьеры. Все их альбомы (беспрецедентный факт!) находились в хит-параде. Они могли позволить себе организовать собственный лейбл звукозаписи, да ещё и дать ему довольно рискованное название «Swan Song» («Лебединая Песня»). Казалось, для этой группы нет ничего невозможного.

«Kashmir» (1975)

Несмотря на то, что у группы уже было две «нетленки» — «Whole Lotta Love» и «Stairway to Heaven», им предстояло создать ещё один мегашедевр.
Его замысел зародился ещё в 1973 году, когда Пейдж и Плант совершили свой первый турзаезд в Марокко. Они двигались из города Гулимин в город Тантан. Шоссе, по обе стороны которого тянулась однообразная Сахарская пустыня, казалось бесконечным. Тут-то в голове Пейджа и зародился ещё один гипнотический рифф в духе неторопливой поступи каравана.

После возвращения к работе над риффом подключились Бонэм и Джонс. Последний придумал басовую партию и оркестровые переходы, благодаря которым песня зазвучала уж совсем по-арабски. Сначала песню прозвали «Driving To Kashmir» («Направляясь в Кашмир»), но потом название сократили до «Кашмира». Почему её не назвали «Марокко» или «Сахара» непонятно, ведь Кашмир располагался вовсе не в северной Африке, а в Азии — в северо-западной части Гималаев. К тому же ни один из музыкантов в Кашмире не был. Но такое название, видимо, показалось более экзотичным и сказочным.

Реклама

Окончательный вариант композиции, где на этот раз ЦЕППЕЛИНЫ слили в одной гармонии тяжелый рок и восточную музыку, созревал чуть ли не три года, пока в 1975 г. не был явлен миру на двойном альбоме «Physical Graffiti». После успеха эпичной «Лестницы в небеса» ди-джеи без страха крутили по радио, более чем 8-минутный, «Кашмир» и людям нравилось.

Музыканты и сами понимали, что сотворили шедевр. Мало того, все они сошлись во мнении, что это лучшая композиция за всю их карьеру.

Р. Плант:
«Stairway To Heaven» — хорошая английская песня, но она не является определяющей для LED ZEPPELIN. Такой песней был «Kashmir».

Недаром, когда в середине 1990-х Пейдж и Плант снова объединились, «Кашмир» стал одной из первых тем, за которые они взялись. Первым делом они воплотили свою старую мечту — сыграть песню с настоящим арабским оркестром.

Реклама

«Кашмир» стал одной из самых цитируемых тем как в мире музыки (особенно повезло знаменитому риффу), так и в мире кино.

«Achilles Last Stand» (1976)

Но в том же триумфальном 1975 году судьба решила, что хватит баловать ЦЕППЕЛИНОВ, и нанесла первый удар в виде автомобильной аварии, куда попали Плант с женой Морин. Морин оказалась на грани жизни и смерти, а Роберт раздробил колено и сломал щиколотку. Слава Богу, все остались живы, но покалеченный вокалист мог вполне поставить крест на карьере группы — по крайней мере, концертной.

Запись следующего альбома состоялась только благодаря «железной воле» Джими Пейджа и длилась всего 18 дней. Пейдж написал почти все песни и пахал над записью с утра до ночи.

Реклама

Ударной песней будущей пластинки должна была стать композиция под названием «Achilles Last Stand» («Последняя стоянка Ахиллеса»). Как и «Кашмир», она была вдохновлена ещё одной марокканской «одиссеей» (теперь 1975 года), а также поездками Планта по Испании и Греции. Недаром кроме восточных мотивов можно услышать и влияние стиля фламенко.

По студии Роберт разъезжал на коляске и в гипсе, поэтому поначалу композицию шутливо прозвали «Песня инвалидного кресла». Но и окончательное название, видимо, не случайно, если вспомнить об уязвимой «ахиллесовой» пяте. Кстати, под конец записи Плант умудрился с хрустом упасть прямо на свой гипс, и лишь чудом избежал нового перелома…

Реклама

Однако есть одно «но», а именно строчка песни, где Ахиллес выступает как держатель неба. Любому мало-мальски образованному слушателю ясно, что речь идёт об Атланте — титане, которого греческие боги обрекли держать небесный свод. Второе название Атланта — Атлас, напрямую бы отсылало нас в Марокко к Атласским горам, которые тоже по-своему «подпирают» небо. Почему у Планта небо держит Ахиллес? Да кто поймёт душу поэта… Пишут также, что лирику Планта вдохновила кроме прочего и гравюра Уильяма Блэйка под названием «Танец Альбиона» (Альбион — старинное название Англии).

Что касается «стахановца» Пейджа, то он снова пошёл на рекорд — задумал сделать так, чтобы в этой песне одновременно звучало несколько гармоничных гитарных партий. «Ну, две партии, ну, три, ну, ещё туда-сюда…» — недоверчиво говорили коллеги. Пейдж сделал не меньше шести, играя онемевшими пальцами почти без остановок. В результате «Achilles Last Stand» растянулась более чем на 10 минут, что опять-таки не помешало крутить ее на радио, ибо песня вышла отличная.

Реклама

Последние два дня работы в студии гитарист выпросил у стоявших в очереди ROLLING STONES, и работа над альбомом была завершена.

Д. Пейдж:
«В конце дня пришли СТОУНЗ и поинтересовались — закончили ли мы? Я ответил: „Отлично, я закончил. Спасибо за два дополнительных дня“. Они спросили: „Песню сделал?“ Я ответил: „Нет, всю пластинку полностью“. Но они никак не могли поверить».

Возможно, альбом «Presence» и не лучший в творчестве ЦЕППЕЛИНОВ, но легко понять, почему он так дорог Пейджу.

Д. Пейдж:
«…Я люблю этот альбом, потому что он был создан не в самое лучшее время, но музыка была замечательной в полном смысле этого слова».

«All My Love» (1979)

Не успел Плант отойти от аварии, как судьба приготовила ему новый удар. В 1977 году от острой вирусной инфекции умер его пятилетний сын Карак. LZ надолго выпали из творческого процесса, а Пейдж за это время окончательно погряз в наркотической трясине.

Реклама

Поэтому, когда Плант немного отошёл и группа таки собралась в студии для очередной записи, стало ясно, что бодрячком остался только самый стабильный и рассудительный член группы — Джон Пол Джонс. Именно он (в содружестве с Плантом) стал основным творцом нового альбома, что немедленно сказалось на звучании — оно стало мягче и с обильным использованием клавишных. Композиция «Fool in the Rain» и вовсе была записана в ритмах самбы.

Но самой яркой песней альбома стала «All My Love» («Вся моя любовь») с прекрасной «дождливой» клавишной партией. Считают, что Плант посвятил её своему умершему сыну. Насколько это правда, неизвестно, но спел Роберт от всей души — эмоционально, трогательно и пронзительно. Бонэм считал «All My Love» лучшим исполнением Планта, а сам вокалист вспоминает её запись как «один из прекраснейших моментов в истории группы».

Реклама

Многие считают, что именно долгожданная пластика LZ 1979 г. под названием «In Through the Out Door» («Вход через выход») спасла американскую звукозаписывающую индустрию от разорения. Подзуживаемые критиками, говорящими о том, что «старики» безнадёжно отстали и будущее за юными и наглыми панками, боссы компаний позаключали контракты с выскочками, зачастую просто не умеющими играть. Но американские слушатели панков проигнорировали, зато новый альбом ЦЕППЕЛИНОВ просто смели с полок.

Это радовало, но Джими Пейдж имел насчёт альбома своё мнение.

Д. Пейдж:
«С Бонзо (прозвище Бонэма — С.К.) мы начали обсуждать новый хард-роковый альбом, который запишем после. Мы все чувствовали, что «In Through The Out Door» «мягкотел». «All Of My Love» я всегда недолюбливал. В особенности припев. Постоянно говорил себе: «Это не мы. Это не мы».

Реклама

К сожалению, нового альбома слушатели так и не дождались. В 1980 году от обильного алкогольного возлияния скончался громобой группы Джон Бонэм…

LED ZEPPELIN не мыслили своё существование без одной составляющей и объявили о своём роспуске. Как показало время, это было правильное решение. По отдельности никто из них так и не мог создать ничего равноценного шедеврам «золотой эпохи» ЦЕППЕЛИНОВ, которая навсегда осталась в 1970-х годах.

Реклама