«Kashmir» (1975)
Несмотря на то, что у группы уже было две «нетленки» — «Whole Lotta Love» и «Stairway to Heaven», им предстояло создать ещё один мегашедевр.
Его замысел зародился ещё в 1973 году, когда Пейдж и Плант совершили свой первый турзаезд в Марокко. Они двигались из города Гулимин в город Тантан. Шоссе, по обе стороны которого тянулась однообразная Сахарская пустыня, казалось бесконечным. Тут-то в голове Пейджа и зародился ещё один гипнотический рифф в духе неторопливой поступи каравана.
После возвращения к работе над риффом подключились Бонэм и Джонс. Последний придумал басовую партию и оркестровые переходы, благодаря которым песня зазвучала уж совсем по-арабски. Сначала песню прозвали «Driving To Kashmir» («Направляясь в Кашмир»), но потом название сократили до «Кашмира». Почему её не назвали «Марокко» или «Сахара» непонятно, ведь Кашмир располагался вовсе не в северной Африке, а в Азии — в северо-западной части Гималаев. К тому же ни один из музыкантов в Кашмире не был. Но такое название, видимо, показалось более экзотичным и сказочным.
Окончательный вариант композиции, где на этот раз ЦЕППЕЛИНЫ слили в одной гармонии тяжелый рок и восточную музыку, созревал чуть ли не три года, пока в 1975 г. не был явлен миру на двойном альбоме «Physical Graffiti». После успеха эпичной «Лестницы в небеса» ди-джеи без страха крутили по радио, более чем 8-минутный, «Кашмир» и людям нравилось.
Музыканты и сами понимали, что сотворили шедевр. Мало того, все они сошлись во мнении, что это лучшая композиция за всю их карьеру.
Р. Плант:
«Stairway To Heaven» — хорошая английская песня, но она не является определяющей для LED ZEPPELIN. Такой песней был «Kashmir».
Недаром, когда в середине 1990-х Пейдж и Плант снова объединились, «Кашмир» стал одной из первых тем, за которые они взялись. Первым делом они воплотили свою старую мечту — сыграть песню с настоящим арабским оркестром.
«Кашмир» стал одной из самых цитируемых тем как в мире музыки (особенно повезло знаменитому риффу), так и в мире кино.
«Achilles Last Stand» (1976)
Но в том же триумфальном 1975 году судьба решила, что хватит баловать ЦЕППЕЛИНОВ, и нанесла первый удар в виде автомобильной аварии, куда попали Плант с женой Морин. Морин оказалась на грани жизни и смерти, а Роберт раздробил колено и сломал щиколотку. Слава Богу, все остались живы, но покалеченный вокалист мог вполне поставить крест на карьере группы — по крайней мере, концертной.
Запись следующего альбома состоялась только благодаря «железной воле» Джими Пейджа и длилась всего 18 дней. Пейдж написал почти все песни и пахал над записью с утра до ночи.
Ударной песней будущей пластинки должна была стать композиция под названием «Achilles Last Stand» («Последняя стоянка Ахиллеса»). Как и «Кашмир», она была вдохновлена ещё одной марокканской «одиссеей» (теперь 1975 года), а также поездками Планта по Испании и Греции. Недаром кроме восточных мотивов можно услышать и влияние стиля фламенко.
По студии Роберт разъезжал на коляске и в гипсе, поэтому поначалу композицию шутливо прозвали «Песня инвалидного кресла». Но и окончательное название, видимо, не случайно, если вспомнить об уязвимой «ахиллесовой» пяте. Кстати, под конец записи Плант умудрился с хрустом упасть прямо на свой гипс, и лишь чудом избежал нового перелома…
Однако есть одно «но», а именно строчка песни, где Ахиллес выступает как держатель неба. Любому мало-мальски образованному слушателю ясно, что речь идёт об Атланте — титане, которого греческие боги обрекли держать небесный свод. Второе название Атланта — Атлас, напрямую бы отсылало нас в Марокко к Атласским горам, которые тоже по-своему «подпирают» небо. Почему у Планта небо держит Ахиллес? Да кто поймёт душу поэта… Пишут также, что лирику Планта вдохновила кроме прочего и гравюра Уильяма Блэйка под названием «Танец Альбиона» (Альбион — старинное название Англии).
Что касается «стахановца» Пейджа, то он снова пошёл на рекорд — задумал сделать так, чтобы в этой песне одновременно звучало несколько гармоничных гитарных партий. «Ну, две партии, ну, три, ну, ещё туда-сюда…» — недоверчиво говорили коллеги. Пейдж сделал не меньше шести, играя онемевшими пальцами почти без остановок. В результате «Achilles Last Stand» растянулась более чем на 10 минут, что опять-таки не помешало крутить ее на радио, ибо песня вышла отличная.
Последние два дня работы в студии гитарист выпросил у стоявших в очереди ROLLING STONES, и работа над альбомом была завершена.
Д. Пейдж:
«В конце дня пришли СТОУНЗ и поинтересовались — закончили ли мы? Я ответил: „Отлично, я закончил. Спасибо за два дополнительных дня“. Они спросили: „Песню сделал?“ Я ответил: „Нет, всю пластинку полностью“. Но они никак не могли поверить».
Возможно, альбом «Presence» и не лучший в творчестве ЦЕППЕЛИНОВ, но легко понять, почему он так дорог Пейджу.
Д. Пейдж:
«…Я люблю этот альбом, потому что он был создан не в самое лучшее время, но музыка была замечательной в полном смысле этого слова».
«All My Love» (1979)
Не успел Плант отойти от аварии, как судьба приготовила ему новый удар. В 1977 году от острой вирусной инфекции умер его пятилетний сын Карак. LZ надолго выпали из творческого процесса, а Пейдж за это время окончательно погряз в наркотической трясине.
Поэтому, когда Плант немного отошёл и группа таки собралась в студии для очередной записи, стало ясно, что бодрячком остался только самый стабильный и рассудительный член группы — Джон Пол Джонс. Именно он (в содружестве с Плантом) стал основным творцом нового альбома, что немедленно сказалось на звучании — оно стало мягче и с обильным использованием клавишных. Композиция «Fool in the Rain» и вовсе была записана в ритмах самбы.
Но самой яркой песней альбома стала «All My Love» («Вся моя любовь») с прекрасной «дождливой» клавишной партией. Считают, что Плант посвятил её своему умершему сыну. Насколько это правда, неизвестно, но спел Роберт от всей души — эмоционально, трогательно и пронзительно. Бонэм считал «All My Love» лучшим исполнением Планта, а сам вокалист вспоминает её запись как «один из прекраснейших моментов в истории группы».
Многие считают, что именно долгожданная пластика LZ 1979 г. под названием «In Through the Out Door» («Вход через выход») спасла американскую звукозаписывающую индустрию от разорения. Подзуживаемые критиками, говорящими о том, что «старики» безнадёжно отстали и будущее за юными и наглыми панками, боссы компаний позаключали контракты с выскочками, зачастую просто не умеющими играть. Но американские слушатели панков проигнорировали, зато новый альбом ЦЕППЕЛИНОВ просто смели с полок.
Это радовало, но Джими Пейдж имел насчёт альбома своё мнение.
Д. Пейдж:
«С Бонзо (прозвище Бонэма — С.К.) мы начали обсуждать новый хард-роковый альбом, который запишем после. Мы все чувствовали, что «In Through The Out Door» «мягкотел». «All Of My Love» я всегда недолюбливал. В особенности припев. Постоянно говорил себе: «Это не мы. Это не мы».
К сожалению, нового альбома слушатели так и не дождались. В 1980 году от обильного алкогольного возлияния скончался громобой группы Джон Бонэм…
LED ZEPPELIN не мыслили своё существование без одной составляющей и объявили о своём роспуске. Как показало время, это было правильное решение. По отдельности никто из них так и не мог создать ничего равноценного шедеврам «золотой эпохи» ЦЕППЕЛИНОВ, которая навсегда осталась в 1970-х годах.