Однако не всякий писатель способен сразу, в один момент отложить свою работу над произведением, прервать литературный процесс и предаться отдыху. Ему хочется творить, но как преодолеть мешающую творческому процессу усталость?
Память предлагает на выбор стимулирующие работоспособность средства, среди которых есть алкоголь. Известно, что вино может подарить радость восторга и восхищения, а когда надо, — и ощущение забвения. Выпитое в час творчества, оно может разжечь воображение и освежить мысль. Вдруг рождаются новые образы и идеи, красочные метафоры, неведомые ранее ассоциации.
Франс Анатоль (1844−1924) — известный французский писатель и журналист — проповедовал в своих произведениях демократические и гуманистические идеи, критиковал буржуазное общество и его идеалы. В ранний период творчества, занимаясь публицистикой, не отказывал себе, садясь за работу над фельетоном, приложиться к стакану вина. Однажды, сдав фельетон, написанный после выпитого вина, он получил повышение жалования. Это была награда за то рвение, с каким он написал фельетон. Пример из редких, когда алкоголь помог написанию статьи и не стал потребностью. А. Франс прожил очень насыщенную, счастливую творческую жизнь, был обласкан судьбой и никогда не злоупотреблял алкоголем.
Франсуа Вийон (1431 г. р. — сведения о годе смерти отсутствуют) — поэт французского средневековья, автор песен и баллад в годы студенческой юности, под влиянием нравов того разгульного времени частенько принимал участие в хмельных студенческих пирушках, связался с дурной компанией и вошел в конфликт с законом, из-за чего вынужден был скрываться. Его перу принадлежат «Баллада поэтического состязания в Блуа», «Малое завещание», «Большое завещание», «Баллада повешенных»… Отмечу, что данный пример общения поэта с алкоголем уже не такой удачный (для поэта), как предыдущий.
Основоположник детективной и декадентской литературы, американский романтик, поэт Эдгар Алан По (1809−1849), измученный неудачами в личной жизни, снимая нервное напряжение, топил свои проблемы в неумеренном количестве потребляемого им алкоголя, что не могло не отразиться на его творчестве с мрачными героями и мистикой; пагубная страсть поспособствовала душевному расстройству писателя.
Одним из счастливых исключений, когда пьющий поэт смог сохранить свое творческое дарование, был
Периодами он пьянствовал с Ж.
Уже после смерти, в 1899 году, вышло в свет пять томов полного собрания его сочинений. Верлен сумел до конца жизни сохранить искру поэтического дара, которая не гасла до последнего дня его беспокойной жизни.
То, что и Верлен, и По, и Рембо смогли, несмотря на свое пагубное пристрастие к алкоголю, создать замечательные литературные произведения — редкое исключение, которое нельзя считать бесспорным доказательством позитивного действия алкоголя на ум писателя. Как правило, в алкоголе ищут спасения таланты, себя уже исчерпавшие, готовые иссякну. Алкоголь был и остается сильнейшим депрессантом, который не может способствовать ясности ума и просветленным возвышенным поэтическим чувствам.
Случались среди писателей и наркоманы. Сначала желание попробовать наркотики пробуждало любопытство, потом это становилось нужным для подъема настроения; наркотики помогали входить в экзальтацию, во время которого возникали окрашенные в яркие краски видения.
К числу таких писателей можно отнести
Думается, что путь к новым образам пролегает не через отравленный алкоголем и наркотиками мир. К их помощи прибегают лишь личности с неустойчивой психикой и слабым воображением. Невозможно даже представить себе среди писателей-наркоманов и алкоголиков таких мастеров, как Шекспир и Гете, которые не желали приводить себя в одурманенное состояние. Чтобы обрести невероятные видения, они никогда не принесли бы в жертву ясность ума и свежесть воображения.
Очевидно, ответ на поставленный вопрос может быть только отрицательным.