Кто дольше всех готовит оперу? Пианист-концертмейстер!

Реклама
Профессионал

Когда после премьеры оперного спектакля довольный зритель благодарит участников постановки аплодисментами, то видит на сцене и в оркестровой яме только исполнителей: певцов-солистов, артистов хора и оркестра, дирижёра, режиссёра и художников. Все они присутствуют на «раздаче лавровых венков»! Но это — «верхушка айсберга», а его основанием являются пианисты-концертмейстеры. Какова же их роль и значение?

После выхода приказа о предстоящей премьере все творческие цеха (хор, певцы-солисты и оркестр) получают нотные партии. А пианисты-концертмейстеры «вооружаются» целыми книгами, в которых собраны все музыкальные партии, но в переложении для фортепиано — так называемый клавир. Им нужно выучить всё, что там напечатано: оркестровое переложение и вокальные партии певцов-солистов и хора. Причём придётся выучить наизусть нотный и словесный текст, чтобы одновременно петь, не имея вокального голоса, и играть оркестровую партию. Естественно, что эта работа займёт не один час, но оплачивать её не будут! Вот когда начнутся уроки с певцами-вокалистами, тогда и пойдут рабочие часы.

Реклама

Как же проходят такие уроки? Певец поёт «с листа», т. е. читает ноты в партии, а пианист внимательно следит за точностью исполнения написанных нот, пауз и слов, при этом играет оркестровую партию и по ходу поёт за отсутствующих партнёров — солистов или хора. Такие уроки назначаются режиссёрским управлением до полной готовности. Пришло время «показываться» дирижёру. Эти встречи повышают уровень освоения партии, т.к. прибавляются пожелания о внутреннем наполнении вокала определёнными эмоциями. А следующим этапом будут спевки: сначала певцы-солисты под руководством дирижёра проходят все сцены оперы, а позже и хор присоединяется к этому процессу. Естественно, что все занятия проходят в сопровождении пианиста, который озвучивает партии оркестра…

Реклама

Вот и подошла очередь режиссёра-постановщика: начинаются мизансценические репетиции, на которых изучается так называемая «география» сценического действия. И опять за роялем — пианист, который старается и в этот момент следить за точным исполнением нотного текста, т.к. при расширении творческих задач — двигаться по сцене и воплощать определённый образ, многие певцы весьма приблизительно исполняют задуманное композитором звуковое воплощение роли. Когда и этот этап пройден, то наступают прогоны спектакля.

И хотя параллельно описанной работе оркестр тоже изучает партитуру оперы, точнее каждый оркестрант проигрывает вместе с коллегами свои партии под руководством дирижёра (такие репетиции называются корректурами), всё же первые прогоны спектакля проводятся в сопровождении фортепиано. На таких репетициях у пианиста уже только одна забота — как можно ярче исполнить музыкальное сопровождение, но — по руке дирижёра. Что поначалу является довольно трудным делом: играть музыку, подчиняясь воле другого человека!

А уже после этого наступает финальная стадия — прогоны спектакля под оркестр.

Да, пианист может удовлетворённо вздохнуть, но… на доске объявлений появился новый приказ: значит, опять надо начинать самостоятельную работу!

Реклама