К переименованию города советской партвластью в 1948 году в честь ученого-стихотворца Ломоносова я отношусь отрицательно. Во-первых, из-за того, что он в городе не появлялся, хотя можно увидеть мозаичные столы и стеклярусные панно в Китайском дворце, изготовленные в мастерских Ломоносова, и фейерверки он изготавливал в Академии для Ораниенбаума, и даже ночезрительную трубу для Петра Федоровича он хотел презентовать в Ораниенбауме. Да вот беда — за неделю до этого события, в июле 1762 года, Екатерина свергла своего мужа-законного императора с престола и велела его задушить в Ропше. И Михайло Васильевич так в Ораниенбауме и не появился. Не судьба…
Почему надо вернуть городу имя? Свое великое имя Ораниенбаум город получил от отца-основателя князя
Ломоносов был талантливый изобретатель-химик, механик, он много чего успел изобрести, но мода на изделия и изобретения Ломоносова в его время так и не появилась. И все его изобретения и открытия приказали долго жить через десяток лет после смерти самого Ломоносова. Много чего Ломоносов начал, но не успел, или не захотел закончить. В разных областях его деятельности не было поставлено жирной точки. И стихи-то его и Радищев, и Пушкин поругивали. И славянскую его историю дописывал профессор-норманист Миллер. А когда надо было найти символ панславянизма и выбор пал на Ломоносова, видимо, из-за его «подлого» (как раньше называли людей недворянского звания) происхождения, пришлось и завод фарфора, секрет которого открыл сокурсник по учебе в Германии Виноградов, называть именем Ломоносова, и город искать с недружелюбным иностранным звучанием для уха отца народов, чтобы переименовать его в Ломоносов.
Тем не менее, есть Ломоносовский район, на территории которого когда-то было расположено имение Усть-Рудица, где Ломоносов создал свою фабрику цветного стекла.
Почему бы городу не вернуть его историческое название Ораниенбаум, а район пусть продолжается называться Ломоносовским? Ведь Ораниенбаум-Ломоносов входит в состав Санкт-Петербурга, как муниципальное образование, а Ломоносовский район входит в состав другого субъекта федерации — Ленинградской области.
Такого нет больше в каком другом месте нашей страны, а может быть и всей Земли и даже Вселенной…
В августе 2009 года мне посчастливилось попасть на экскурсию, организованную обществом ВООПИК Ораниенбаума, экскурсоводом которой был директор Биологического института профессор Дмитрий Владимирович Осипов. Многие годы Дмитрий Владимирович также собирал и создавал антологию пребывания Михаила Ломоносова в Ломоносовском районе. Эта экскурсия в Усть-Рудицу открыла для меня другого Ломоносова — талантливого изобретателя, механика, химика, который не мог, не хотел и не умел сделать свои изобретения нужным обществу своего времени. Он мог создавать на пустом месте фундаменты новых невиданных производств, этакий «ингерманландский мечтатель», инноватор 18 века. Это показалось так интересно, что я тоже заинтересовался уже конкретно личностью Ломоносова и всем, что с ним связано, особенно изображениями всех артефактов, связанных с этим именем.
Спустя какое-то время (хотя по своей натуре я не коллекционер) мне в руки попадается открытка с изображением памятника Михаилу Ломоносову, где наш самый известный городской памятник изображен на фоне каких-то неизвестных домов. Открытка «Изогиз» 1961 г. На обратной стороне открытки написан следующий текст: «
Памятник на открытке изображен вроде наш родной — рамбовский большой бюст Ломоносова на прямоугольном сером гранитном постаменте, снизу мальчонка на приступочке с книгой, а дома на заднем фоне стоят незнакомые. Я с этой открыткой пошел к своим знакомым ветеранам, чье детство прошло в Рамбове, и узнал интересные подробности и об этом памятнике, и о прежнем городе.
Первоначально в 1954 г. памятник-бюст
Летом 1955 г. бюст Ломоносова сняли и установили уже на платформе железнодорожной станции «Ораниенбаум», где фотограф и запечатлел памятник. Дома, которые изображены на открытке позади памятника, стояли вдоль Карасты по улице Ленинградской (Петербургской), и были впоследствии снесены. Рядом с перроном бюст простоял еще несколько лет. Фундамент от памятника до сих пор можно увидеть в небольшом скверике, когда идешь с электрички: по правую руку растут кустики и деревья, там как раз и находилось вторая «квартира» памятника.
В 1961 г. к 250-летию со дня рождения ученого памятник перенесли в уютный скверик на проспект Юного Ленинца (ныне — Дворцовый проспект, д.12/8), где он и стоит в привычном для горожан месте.
В городе Рамбове, как называют местные жители Ломоносов, есть еще один гранитный памятник Ломоносову, на Ораниенбаумском проспекте. Его авторы — скульптор
Поговаривают, что гранитный постамент гранитного же Ломоносова был взят от памятника Франциска I из Петродворца-Петергофа, и подарен городу Ломоносову. А подарки — не отдарки! Есть еще гипсовые бюсты Ломоносова на закрытых территориях и в музее.
Почетный житель Рамбова художник Анатолий Петров к юбилею города сочинил смешные стихи:
…Что бывал тут Ломоносов — не прописано нигде!
Может, он остановился тут по маленькой нужде?
Но не верьте этой байке, то придумал зубоскал,
Ломоносов по Рамбову никогда не проезжал.
Где же ездил наш ученый? Наш ответ всегда готов:
Ездил в Рудицу Михайло через Старый Петергоф.