От незнания и происходили трагедии, типа трагедии мадам Бовари. Гризетки же, живя в огромном Париже, сталкивались с большим числом представителей сильного пола, и общаться с ними они умели.
Общение это было не только деловым и не только платоническим. Но возлюбленных себе гризетки, в отличие от проституток, выбирали сами. И чтобы понравиться милой белошвейке, от мужчин требовалось хотя бы и небольшое, но ухаживание. С течением времени у гризетки возникало три типа знакомых, некоторые из которых — жизнь есть жизнь — становились любовниками. Причем зачастую — одновременно.
Во-первых, это были ровесники, парижские молодые люди, чаще всего студенты. Связь с ними была веселой и недолгой, два-три месяца, редко полгода. Этим кавалерам девушки посвящали воскресенья. Ездили в пригород, устраивали пикники, катались на лодках. На картине О. Ренуара «Завтрак гребцов» (1881) изображена именно такая компания.
В конце 19-го века в Париже было много швейных мастерских, в которых работали молодые девушки. Для молниеносных свиданий с возлюбленными они использовали обеденный перерыв. Поэтому их называли «мидинетками» (от французского слова «midi» — «полдень»). У мидинеток были свои любимые кабачки и бистро, свои любимые развлечения, свои ритуалы. Так, те из них, которым исполнялось 25 лет — серьезный по тем временам возраст — и которые все еще были не замужем, устраивали вечеринку. На этой вечеринке они сами себя торжественно посвящали в старые девы, после чего не без гордости носили соответствующий наряд. Вечеринка эта устраивалась 7 декабря, в день святой Екатерины, которая считалась покровительницей девственниц. Отныне мединетки переходили под покровительство святой Екатерины и начинали называть себя
Второй тип знакомых гризетки был мужчина зрелых лет, как правило, буржуа, обремененный делами и семьей. С этим «папиком» гризетка встречалась один или два раза в неделю. О бескорыстной любви здесь, конечно, речи не шло. Этот знакомый платил за свежее тело и молодые поцелуи — хорошая прибавка к невысокому заработку гризетки. Бывало, что на эти деньги гризетка бескорыстно подкармливала бедного друга, голодающего студента.
Кстати, гризетки внесли свой вклад и во французскую кулинарию. Благодаря им появились печенья-галеты. Первоначально галетой назывался пирог, который девушки пекли для себя и для своих возлюбленных в духовке. Пирог этот был плоский и круглый, похожий на морскую гальку (по-французски «
Наконец, среди знакомых мужчин у гризетки на примете были один или два вполне положительных человека, парижские рабочие или мастеровые. Это были мужчины уже не юного возраста, но все еще неженатые. С ними девушка рассчитывала создать семью. Следовало только подождать, когда будущий супруг накопит достаточно денег, чтобы обеспечить будущее семейство. Общение с этими мужчинами включало и любовные утехи тоже, но отношение к ним было другое, нежели к юным студентам или пожилым «опекунам». В будущем муже ценилась надежность, спокойная уверенность в себе, какое-никакое, но образование, сложившиеся вкусы и взгляды на жизнь, под которые девушка, конечно, подлаживалась, но без особого труда, потому что это были вполне понятные ей взгляды и вкусы.
У мужчины тоже были схожие устремления. На подругу-гризетку он смотрел как на будущую супругу, поневоле прикрывая глаза на нынешние ее развлечения. Надо сказать, что такая связь обычно заканчивалась браком. И возникала семья, основанная на несколько других отношениях, чем прежние буржуазные семьи. Имущественное равенство супругов было здесь почти очевидным. Поэтому большую роль играли сердечная склонность и взаимное уважение. Легкомысленная и веселая цветочница становилась вполне добродетельной женой и матерью.
Гризетки были весьма заметны на парижских улицах. У этих барышень водились деньги, поэтому они следили за собой и старались хорошо одеваться. Какое-никакое образование у них тоже было. А многому они учились, постоянно общаясь с дамами из высшего общества, за обслуживание которых, собственно, и получали свои деньги.
Так в Париже в последней трети 19-го века образовался круг женщин, для которого Дюма-сын придумал название «полусвет» («demimond»), как бы противопоставляя его «высшему свету» («beau monde»). В полусветский круг кроме честных тружениц-гризеток входили и содержанки, и дорогие проститутки-кокотки. Женщины этого круга образовали свой мир, как бы параллельный миру светских дам. Миры эти, хотя и были параллельными, между тем все время пересекались. Дамы полусвета посещали те же парижские магазины, прогуливались в том же Булонском лесу, заходили в те же кафе и даже в Оперу. Хотя, честно говоря, они предпочитали зрелища более площадные, а театрики более веселые. Именно благодаря этому кругу зрителей
Гризетки — это целая эпоха в жизни Парижа, почти восемьдесят лет. Так что не удивительно, что в Париже среди множества памятников самым разным историческим лицам и событиям стоит и скромный памятник гризетке. Это скульптура девушки-цветочницы, поставленная в 1911 году. Создал этот памятник Жан-Бернар Деком (Jean-Bernard Descomps)(1872−1948). Памятник гризетке находится на площади Жюля Ферри (Square Jules-Ferry) в 11 округе Парижа, напротив канала Сен-Мартен. Это совсем недалеко от площади Республики.