«Также, как Форд был основателем фирмы Форда, Эдисон — электричества, а Белл — телефона, я — основатель рок-н-ролла, который вначале назывался „ритм-н-блюз“. Я ускорил его темп, и это стали называть рок-н-роллом. Итак, поскольку я его основатель, то я и его король. …Я пел рок еще до того, как все узнали, что это такое, когда все еще вертелось вокруг свинга. Люди, подобные Элвису — это строители рок-н-ролла, я же был архитектором!»
(Литтл Ричард)
Вид и поведение Литтл Ричарда на сцене были соответствующими. Он красил губы, носил безумные прически в стиле «помпадур», множество золотых украшений и павлиньи наряды. Сумасшедший имидж подкреплялся неистовой манерой исполнения. Певец орал, завывал, носился по сцене, разрывая на себе одежду и бросая ее в зал. То, что он делал с роялем, трудно назвать игрой. Ричард не играл, он лупил по клавишам руками, а иногда даже пятками. В общем, это был настоящий чистый сгусток рок-н-ролльного драйва без всяких примесей.
Таким же чистым сгустком был и первый знаменитый хит Ричарда с броским и бессмысленным названием «Tutti Frutti». По словам самого певца, эта песня перевела его «из посудомойной в гостиную».
Дело в том, что Малыш Ричард родился в бедной семье. Произошло это событие в г. Мэкон (штат Джорджия) 5 декабря 1932 года. Сгустком противоречий был уже отец Ричарда, который умудрялся совмещать должность священника с контрабандой спиртного.
В 1951 году 18-летний Ричард выиграл вокальный конкурс в Атланте и даже получил контракт со студией звукозаписи. Но первые записи успеха не имели, а тут ещё умер его отец, и горе-певцу пришлось возвращаться в родной городок помогать своей семье.
Именно во время мытья посуды на кухне ресторана он и сочинил свой будущий хит. Затем Литтл Ричард стал обкатывать его с разными коллективами по городам и весям, «Tutti Frutti» не оценили и требовали более традиционный блюзовый материал.
Поэтому, когда певца пригласили на прослушивание в студию Speciality, он решил не искушать судьбу и покорно играл блюзы. И опять не угадал. Все заскучали, и неизвестно, чем бы это закончилось, не сыграй Ричард на перерыве в виде шутки свою «Тутти Фрутти». Продюсер Роберт Блэквелл тут же оживился и уверенно заявил — это хит!
И ничего, что песня была, мягко говоря, малоосмысленная. Весь её текст состоял из абракадабры, приправленной жаргонными оборотами явно неприличного сексуального характера. Абракадабра — это неплохо! — решил продюсер. — А вот со скабрезностями надо что-то делать.
Привести текст в порядок призвали поэта Дороти Лабостри. Непристойностей стало меньше, но и смысла не прибавилось. Ричард же добавил в текст своё коронное: «Э-воп-боп-э-лу-боп, э-лоп-бэм-бум!» — и песня состоялась.
Выяснилось, что эмоции можно вполне успешно передавать и без конкретных слов. Тем более, что такой прецедент уже имелся в джазе и назывался «скэт» (некая тарабарщина, произносимая под музыку). Помните популярного в середине 1990-х поп-певца по имени Скэтмен, который мог лепетать околесицу с потрясающей скоростью?
При написании этой статьи я даже внезапно сочинил шуточный русскоязычный аналог на мотив «Тутти Фрутти»:
«Муси-пуси для Люси,
Шуры-Муры для Нюры,
Тили-Тили для Лили,
Трали-Вали для Гали,
Дритатушки для Танюшки,
А для бабы Любы — билет в Бомбей!
Тары-Бары для Тамары,
Тыры-пыры для Иры,
Гули-гули для Юли,
Баи-баи для Раи,
Ёлки-палки для Наталки…
А ты, баба Люба, лети в Бомбей!"
«Tutti Frutti» была записана Ричардом 13 сентября 1955 года, а в январе 1956 года она ворвалась в американский топ, заняв 2-е место. Успеху сингла не помешало даже то, что почти в то же время «Tutti Frutti» выпустил Пэт Бун. Этот белый певец специализировался на исполнении «облагороженных» версий популярных рок-н-роллов, поэтому в его исполнении песня Ричарда стала спокойной и «приличной». В 1956 году «Tutti Frutti» перепоёт и чуткий до чужих хитов Элвис Пресли.
Из интервью с П. Буном:
«- Два ваших следующих хита были „Tutti Frutti“ и „Long Tall Sally“ — песни, первоначально написаны и исполнены Литтл Ричардом. Учитывая ваше консервативный воспитание и яркий стиль Ричарда, что вы думали, когда впервые услышали его голос?
— Моя первая реакция была, что это невозможно, что он делал — тот дикий отрыв, тот крик. Пока я не проиграл ее десяток раз, она мне казалась бесформенной. Она звучала просто такой сырой, как будто бы меня попросили прыгнуть прямо посреди пляшущих зулусов».
В 1956 году Литтл Ричард продал «Tutti Frutti» лейблу Speciatly, на котором записывался. Продал всего за… 50 долларов! А спустя несколько месяцев сингл с песней разошелся трехмиллионным тиражом. «Tutti Frutti» и первый альбом Литтл Ричарда оказались самыми успешными в его карьере, хотя он создал немало классических рок-песен (достаточно упомянуть «Long Tall Sally» или «Lucille»).
Джон Леннон:
«Услышав „Long Tall Sally“, я почувствовал, что потерял дар речи. Мне не хотелось признаваться в том, что Ричард затмил для меня Элвиса, но это было действительно так».
Джими Хендрикс:
«Хотел бы я, чтобы моя гитара звучала как его голос».
Сам Литтл Ричард, будучи человеком импульсивным, в 1957 году внезапно бросает карьеру рок-певца и идет учиться в… духовную семинарию Адвентистов седьмого дня. А 22 июля 1979 года теперь уже священник Ричард Пенниман даже обрушился на рок-н-ролл с гневной проповедью.
Литтл Ричард:
«Если Господь может простить и спасти такого старого гомосексуалиста как я, Он может простить и спасти кого угодно!»
Затем «Малыш» Ричард несколько раз то возвращается на сцену, то вновь идет в религию (и даже венчает двух именитых Брюсов — Спрингстина и Уиллиса). То грешит, то кается… Настоящее «Тутти Фрутти»!