На самом деле белорусские археологи уверены, что на месте Полоцка поселение существовало как минимум в 7 веке до н.э. Только как оно изначально называлось, никто не знает.
Ну, а если рассуждать здраво, то все хорошие для поселений места на Земле были освоены людьми вообще в незапамятные времена, когда летописей никто ещё не писал, либо они не сохранились. Поэтому, раз уж невозможно установить точную дату рождения старого города, реально отмечали в текущем 2012 году официальное 1150-летие первого упоминания Полоцка в письменных источниках.
Полоцк располагается по обоим берегам реки Западная Двина, в месте впадения в неё небольшой речушки Полоты. Основная река сохраняет своё название только до границы с Латвией, далее она носит название Даугава, которая впадает в Балтийское море в окрестности Риги.
Жизнеописание Полоцка изобилует многочисленными реальными и придуманными историями. Среди них — легенда о посещении Полоцка Петром Первым. Он присмотрел ближайшую вниз по течению деревню Экимань. Счёл, что здесь можно построить порт. И произнёс слова, вписанные в историю Полотчины: «Экимань — морской порт». Но этим мечтам не суждено было осуществиться. По крайней мере до сего дня.
Из наиболее значимых имён полоцких князей, вошедших в древнюю историю, несомненно следует упомянуть Всеслава Брячиславича, правившим княжеством (с перерывами) с 1044 по 1101 год.
Это был выдающийся политический деятель своего времени. Он был единственным представителем полоцкой ветви Рюриковичей, короткое время правивший и на киевском великокняжеском престоле (1068−1069 гг.). Вместе со своим отцом — князем Брячиславом они правили Полоцким княжеством практически всё одиннадцатое столетие. В наши дни в такое трудно поверить!
Всеслав был почитаемым и мудрым правителем. Подданные князя не сомневались, что Бог наделил его волшебными силами. Люди приписывали ему способность превращаться в золоторогого оленя, ясного сокола и серого волка. Потому и кличка, которую дал Всеславу народ, звучит очень красиво — Чародей.
Во время правления Всеслава Чародея полоцкое княжество достигло наивысшего расцвета. Был построен один из самых ранних храмов православной Руси — Софийский собор в Полоцке (1044−1066 г. г.). Подобные храмы были также построены в центрах двух других сильнейших княжеств древней Руси — в Киеве и Новгороде. Всего Софийских соборов в древней Руси было три. Полоцкий стоит на высоком правом берегу Двины, красиво возвышаясь над городом. Собор пережил несколько разрушений и перестроек. От первоначальной постройки сохранились только подвальная часть фундамента и три апсиды — элементы алтарной восточной части стены.
Первоначальное возведение Софийки должно было подчеркнуть силу и независимость православного Полоцкого княжества. Полоцк по праву был одним из центров христианства на восточнославянских землях. Более поздние неоднократные перестройки здания кардинально изменили его внешний вид, сделав его похожим на типичный католический собор. Или, как пишут специалисты «собор был восстановлен в виде виленского барокко». Вильно, кстати, прежнее название Вильнюса.
Полоцкий Софийский собор длительное время действительно был католическим. Такова история и многих других храмов Беларуси: в разные времена православные становились католическими и наоборот. Но что характерно, в Беларуси люди разных религиозных конфессий, как правило, между собой не враждовали.
В наше время Софийский собор превращён в музей, где можно не только послушать концерт чудесной органной музыки, но и провести гражданский свадебный ритуал. Разумеется, это не венчание, но программа ритуала очень красивая и трогательная. Немало новобрачных пар участвуют в этой необычной церемонии.
С именем Всеслава Брячиславича связана также и самая почитаемая белорусская святая Ефросинья Полоцкая (1110−1173 г. г.). Она приходилась Всеславу Чародею внучкой.
Имя, которым родители нарекли девочку, было дано ей в честь мудрой княгини Предславы, в период жизни которой Полоцкое княжество стало независимым от Киева. И маленькой княжне Предславе была уготована жизнь знатной и богатой женщины того времени.
Когда девочке исполнилось 12 лет, к дочке Полоцкого князя потянулись сваты от именитых соседей. Родители уже выбирали самого достойного, когда их планы были разрушены.
Девочка, воспитанная в православной вере, однажды отправилась проведать родную тётку — игуменью женского монастыря — и не вернулась оттуда домой. Она приняла постриг и с того момента обрела монашеское имя Ефросинья.
Ефросинья Полоцкая была на удивление целеустремлённым человеком, призванным укрепить православие на полоцкой земле. Однажды, когда ей не исполнилось ещё и двадцати лет, ей приснился ангел, который указал ей, чтобы она основала новый монастырь в одной из близлежащих деревень.
Не дожидаясь утра, она вместе с другой монахиней отправилась в указанное место, захватив с собой лишь несколько самых дорогих для неё книг. И там со временем был построен женский монастырь, названный впоследствии
Основательница монастыря — игуменья Ефросинья со временем принимает решение построить каменный храм и ставит эту задачу перед монахом-зодчим Иоанном. Иоанн создал проект и руководил строительством. Фрески, исполненные другим монахом, остались безымянными. История не сохранила имя мастера.
Спасо-Преображенский собор — древнейший православный храм Беларуси, сохранивший свой первоначальный облик. Он был построен в середине двенадцатого века. Ни один завоеватель не посмел поднять руку на это храм — детище Ефросиньи. Он сохранил не только внешний вид, но и немало фресок, написанных с любовью неизвестным художником, приглашённым Ефросиньей для работы над росписями.
Одной из хорошо сохранившихся фресок является фреска святой с золотым нимбом вокруг головы. Считается, что эта фреска, возраст которой свыше 800 лет, изображает настоятельницу монастыря, игуменью Ефросинью, которую мастер ещё при её жизни считал святой.
Такова краткая история молодого Полоцка периода расцвета. О более поздних временах и праздновании юбилея в следующей статье.