Ещё в эпоху Киевской Руси детей с семи лет начинали учить стрельбе из лука, владению копьем и арканом, езде верхом, а с 12 лет — настоящим военным хитростям, то есть искусству ведения боя.
Традиции физического и психофизического воспитания подготовки подрастающего поколения сохранялись и в казаческую эпоху. Закаляя себя и готовя себя к сложным испытаниям судьбы, казаки летом спали на воздухе под звёздами, мыслями достигали неведомых высот, пытались проникнуть в тайны космоса.
Как и доблестное казачество, молодёжь на праздники народного календаря в процессе народных игр состязалась силой, ловкостью, скоростью, изобретательностью, попаданием в цель и тому подобное. Традиционными были разные состязания на лошадях, казаки любили своих быстрых выносливых лошадей, это отношение закреплено в тёплых обращениях к своим четвероногим друзьям («брате мій», «товаришу мій»
Казацкая молодёжь систематически развивала природные задатки, совершенствовала душу и тело в играх, танцах, хороводах, разных видах состязаний и борьбы. Подростки и юноши охотно брали пример с взрослых, которые чувствовали психологический комфорт, благодаря тому, что они беспокоились о своем интеллектуальном, моральном, духовном и физическом развитии. Это формировало в них настроения внутреннего удовольствия, хорошего самочувствия, помогало единству слова и дела, мысли и поступка, гармонии души и тела.
Большое воспитательное значение, в том числе и для современной молодёжи, имеет овладение ею искусств единоборств, которых было несколько систем, наиболее известная легла в основу танца гопака. В современном виде гопак составлен из многочисленных специфических приемов, например
Многие поколения овладели и другой казацкой борьбой — «Гайок». Она была предназначена в основном для разведчиков («пластунів»). Очень мало нам известно о казацкой борьбе «Спас». Она была не атакующей, а носила оборонительный характер. Для неё характерна филигранная, скрупулезная отработка блокировки действий противника.
Телесная и психофизическая закалка казаков было составной частью комплексной и целостной системы идейно-морального, эмоционально-эстетического и военно-спортивного воспитания.
К сожалению, много компонентов данной системы на сегодня забыто.