В числе остальных дебютантов — российская лента «Рассказы», комедия «Сексуальные хроники французской семьи», документальный проект южнокорейца Ким Ки Дука «Ариран» и отечественная анимационная экранизация «Похождений бравого солдата Швейка».
1. «Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 2» (The Twilight Saga: Breaking Dawn — Part 2, 2012)
Праздник намечается в обоих лагерях. И поклонники, и противники сумеречного киносериала могут, наконец, расслабиться: на подходе заключительный аккорд в отношениях Беллы и Эдварда. До тех пор, пока Стефани Майерс не решит продолжить свой сомнительный литературный бестселлер и не настрогает еще пару-тройку томов в том же стиле.
Коммерчески оправданный, но отнюдь не изящный и совсем не новый ход (Тарантино научил Голливуд брать всю сумму частями), когда финал франшизы делится на два фильма, позволит авторам состричь с аудитории, как минимум, в два раза больше денег. При этом создатели во многом «опустили» первую серию, дабы сконцентрировать всю мощь во второй. В результате часть поклонников саги были крайне разочарованы прошлогодним началом «Рассвета». Как говорится, чтобы было хорошо, надо сделать плохо, а потом вернуть как было.
Финал обошелся создателям в 75 млн долл., что является рекордом в рамках франшизы. Без сомнения, эпическая концовка окупится хотя бы потому, что у литературного оригинала Майерс и экранизации — большая армия фанатов. Узнаваемые персонажи, популярные романтические схемы, кое-какие улучшения в визуальном плане. Все это делает последний «Рассвет» самым достойным среди всех серий саги. Другое дело, что в целом безвкусная молодежная драма проигрывает и книге, и другим картинам в жанре фэнтези по многим параметрам, начиная от актерской игры и заканчивая постановочным размахом. И если юный волшебник Гарри Поттер от фильма к фильму набирал в чародейской мощи и рос, что называется, у зрителя на глазах, то тоскливые лица Кристен Стюарт, Роберта Паттинсона и Тэйлора Лотнера, увы, не меняются на протяжении всей «сумеречной саги». Будем надеяться, что эти не бесталанные актеры сумеют вырваться из надоедливого шаблона.
2. «Экипаж» (Flight, 2012)
Роберту Земекису, судя по всему, наскучило снимать рождественские истории, и режиссер, некогда подаривший нам культовые ленты «Назад в будущее» и «Кто подставил кролика Роджера», вернулся в кино художественное. От экспериментов с анимационной графикой и трехмерными технологиями один из киновундеркиндов Голливуда возвратился к жанру драмы, благодаря коему в свое время снискал уважение американской киноакадемии («Форрест Гамп»). На этот раз ведущим исполнителем в его фильме стал не любимчик режиссера Том Хэнкс, а другой, не менее талантливый и харизматичный актер — Дензел Вашингтон.
Лента, локализованная в России под знакомым отечественному зрителю заголовком «Экипаж», также имеет непосредственное отношение к летному делу. Второй раз подряд после «Изгоя» Земекис устраивает авиакатастрофу, только с более гуманным исходом. Главный герой — летчик, ведущий аморальный и совершенно неподобающий своей профессии образ жизни. Уип Уитакер предпочитает разбавлять рабочие будни алкоголем, стюардессами и наркотиками. Его не сильно беспокоит ответственность за вверенные ему жизни пассажиров, ибо Уип уверен в своих силах. Увы, очередной рейс стал для пилота суровой проверкой на вшивость. Испытание он прошел, но не без потерь, и теперь ему предстоит переосмыслить свою жизнь и дать самому себе ответы на неудобные вопросы.
3. «Рассказы» (2012)
Второй полнометражный фильм Михаила Сегала, что называется, бьет не в бровь, а в глаз. Четыре новеллы, элегантно сотканные в единое художественное полотно, снова копнут современную бездуховную действительность, где рассказы никому не нужны. Требуется цельное произведение, коим, как ни странно, работа Сегала и является.
Ленту не удостоили чести и проигнорировали на «Кинотавре», зато порадовали более мелкими призами и наградами в Благовещенске и Питере. Полуфантастическая, полулирическая история с взрослым рейтингом обошлась без лишнего пафоса и чтения морали. Ее герои — самые обычные люди, коим свойственно ошибаться и ничему при этом не учиться. В фильме всего поровну: любви и секса, драмы и юмора, надежды и безнадеги. Таким нам видится окружающий мир, где мы не успеваем задуматься о смысле жизни, а если и задумываемся, то слишком поздно. «Рассказы», как и следует и названия — это не фундаментальное исследование человеческой души, а краткий, но пытливый взгляд, брошенный на детали. Но из мелочей, как известно, все и складывается.
4. «Сексуальные хроники французской семьи» (Chroniques sexuelles d’une famille d’aujourd’hui, 2012)
Вообще-то, по замыслу авторов, речь в названии идет о современной семье в принципе, но наши прокатчики сделали упор на французской нации. Мол, что французу хорошо, русскому не понять. Европа всегда отличалась от нас более смелыми экспериментами по части секса, а уж французы, подарившие миру «Эмманюэль», точно знают, с какой стороны подойти к вопросу.
Правда, от легкого и романтичного эротизма классики в ленте французского тандема режиссеров Барра и Арнольда не осталось и следа. Их опус повествует о самой обычной шведской семье, где у каждого секс есть, а у младшего сына-школьника, черт побери, нет. Эта проблема гложет подростка до такой степени, что в отсутствие собственных приключений, он начинает интересоваться чужими похождениями. А также втягивается в забавную игру, которая совсем не кажется таковой его родителям.
Признаться честно, ничего принципиально нового из ленты мы не узнаем. Оригинальный способ монтажа и провокационность происходящего на экране — лишь повод усомниться в правильности поднятой темы. С другой стороны, по-ханжески умолчать о том, что всех нас сия проблема волнует, авторы тоже не могли. Вот и получилось, что секс довлеет над всем и он же многое объясняет.
И на этом все о кинопремьерах широкого проката. В ограниченном числе кинозалов зритель сможет обнаружить победителя в категории «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля — документально-автобиографическую ленту «Ариран» известного корейского мастера Ким Ки Дука. Сам о себе, о жизни, о вечном и быстротечном, Ким Ки Дук выступает на проекте в статусе человека-оркестра (режиссер, сценарист, оператор, монтажер, художник и спонсор). Фильм об одиночестве завораживает фирменной манерой азиата, способного выжать из любого материала максимум.
Не для детей будет показан и новый анимационный проект отечественных мультипликаторов — полнометражная экранизация шедевра чешской литературы «Похождения бравого солдата Швейка». Озвученный Куценко и Стояновым (Швейк) мультфильм исповедует традиционную анимацию и, увы, упрощает литературный оригинал до невозможности. Что вряд ли порадует истинных поклонников замечательного произведения Ярослава Гашека. Впрочем, последние вряд ли будут неистово разыскивать фильм по кинотеатрам, им проще перечитать книгу.