Нынче зритель зажрался, чего уж там говорить. Уже не манят целые списки оскаровских лауреатов на афише. 3D-формат из новинки превратился в обыденность. А бюджет в два миллиона долларов кажется смехотворным и достойным студенческого фильма, смонтированного на коленках и снятого любительской цифровой камерой. А ведь были времена, когда за эту сумму можно было сварганить вполне приличное кинцо. Да, без Лео в главной роли. Да, без сногсшибательных спецэффектов. Но вполне смотрибельное.
Вот и в этот раз мне на глаза попался весьма посредственный, но забавный фантастический боевичок «Дух мщения» с молодым Чарли Шином в главной роли. Лента, между прочим, если не культовая, то памятная посетителям видеоточек восьмидесятых.
…На дорогах сонного американского городка, что в штате Аризона, творится беспредел. Банда гопников-гонщиков терроризирует мирных яппи, заставляя их участвовать в гоночных дуэлях. Победитель получает авто проигравшего, а последний — билет на 11-й маршрут и полные штаны унижений. Милые молодежные забавы мало беспокоят аморфного шерифа Лумиса. До тех пор, пока жертвой банды не становится местный паренек Джейми, который осмелился лапать возлюбленную главаря Паккарда Уолша. Парнишку посадили на нож, а тело так и не нашли.
Однако веревочка вилась недолго. В городе объявился таинственный мститель на фильдеперсовой спортивной тачке. Неуловимый пришелец выискивает членов группировки Паккарда, вызывая их на честную схватку, но силы явно не равны, ведь тонированный болид явно не принадлежит этому миру. Проигрыш же означает смерть, и вскоре от отряда Уолша остались лишь жалкие огрызки. Паккард догадывается, что грозный мститель и новый ухажер его подружки Кери — один и тот же человек, однако выяснить правду можно только одним способом — в пыли дорожной битвы…
Вероятно, главным притягательным элементом сего непритязательного опуса является тот самый автомобиль, что с угрожающим ревом носится в кадре, то разбираясь, то собираясь аки трансформер. Таких авто в Советском Союзе даже рядом не лежало, а посему первые отечественные зрители были приятно поражены внешним видом спортивного суперкара. Что ж, товарищи, спешу вас огорчить, в самой Америке подобных болидов тоже днем с огнем не сыщешь. Дело в том, что на экране — всамделишная звезда производства американского концерна Dodge — M4S PPG Turbo Interceptor, или по-русски «Перехватчик». Кстати, именно так называлась рабочая версия фильма Майка Марвина.
Концепт-кар так и не добрался до серийного выпуска. Подкосила рыночная стоимость, превышавшая 1,5 млн. долларов. К слову, весь бюджет картины составил 2,7 миллиона, так что на самом деле на съемках была использована только одна крутая тачка. Все остальное — пустые кузова на колесах, коими жертвовали в многочисленных сценах действия. Машина же Мэла Гибсона из «Безумного Макса», хоть и носит название «Перехватчик», к этому авто никакого отношения не имеет: в том фильме фигурировал Ford Falcon XB Coupe, ранее принадлежавший австралийской полиции.
Погонь и сцен с машинами в ленте много, поставлены они весьма профессионально и зрелищно сняты. Собственно, съемками экшна на площадке заведовал ассистент оператора Брюс Ингрэм, памяти которого и посвящен «Дух мщения». Удивительно, как за столь скромную сумму создателям удалось сколотить драйвовый боевик, хотя в сравнении с «Форсажем» он смахивает на детские гонки в песочнице. Зато взрывы и каскадерские трюки в те времена еще не научились рисовать на планшетах, поэтому они, хоть и однообразны, но смотрятся эффектно. В картине вообще задействовано множество симпатичных машин, начиная от Chevrolet Corvette 70-х годов, на котором разъезжает главный злодей Паккард, и заканчивая Dodge Daytona Turbo Z и Plymouth Barracuda, принадлежавшими членам его банды. В общем, есть на что попялиться.
Что касается основного сюжета, то здесь, разумеется, ужас-ужас. Вся эта история с возвращением убиенного паренька, который мстит своим обидчикам и заново охмуряет любимую девушку — не стоит и выеденного яйца. Как и полагается, основная масса денег из бюджета картины была потрачена на трюки, а не на грамотного сценариста. Собственно, сам Майк Марвин текст и сляпал, и в его карьере «Дух мщения» — самое высшее достижение.
С актерами тоже не все складно получилось. Чарли Шин, параллельно снимавшийся в драме «Взвод» Оливера Стоуна, понимал, что особо растрачиваться на боевичок не нужно. Поэтому все сцены с его участием сняли заблаговременно, в первые две недели, дабы потом звезду не беспокоить. Вот почему персонаж Чарли, который по замыслу является тем самым «духом мщения», действительно появляется из ниоткуда и исчезает в никуда.
Его пассию, из-за которой весь сыр-бор в фильме, сыграла молодая актриса Шерилин Фенн, блеснувшая не столько своим талантом, сколько прелестями и миловидным личиком. Телеаудитория середины девяностых наверняка помнит актрису по ее роли в гениальном сериале Дэвида Линча «Твин Пикс», где она предстала в образе взбалмошной Одри Хорн. Тогдашний бой-френд Шерилин, небезызвестный ныне Джонни Депп, даже сопровождал подругу на съемки в Аризоне. Видимо, тоже ревновал ее, как и экранный персонаж Паккард. Последнего, кстати, изобразил обаятельный, но малоизвестный у нас исполнитель Ник Кассаветис. Актером Ник большой славы не снискал, а вот его режиссерская деятельность принесла ему заслуженный успех. Его фильм «Она прекрасна» даже номинировался на Золотую пальмовую ветвь Канн, а в нашем прокате известны ленты «Альфа Дог» и «Дневник памяти».
Из второстепенных ролей остается отметить Рэнди Куэйда, старшего брата известного голливудского красавца Денниса Куэйда («Радиоволна», «Враг мой»). Так уж вышло, что Рэнди всегда находился в тени более удачливого и смазливого младшего братца, а посему его фильмография не представляет особого интереса. И «Дух мщения» не исключение. Здесь Куэйд играет того самого тюфяка-шерифа Лумиса, который безвольно бродит по городу и стращает подростков долгими тюремными сроками. При этом полицейский из него вышел никудышный и неубедительный.
Добавим лишь, что фильм прокатился не слишком звездно, собрав в прокате столько, сколько нужно и окупив скудные затраты. Сегодня картина смотрится как простенький ностальгический опус из восьмидесятых, с соответствующим антуражем (кожаные куртки, джинсы, прически и прочее) и саундтреком, состоящим из хитов того периода (Billy Idol, Ozzy Osbourne и Motley Crue). А если вам нравятся мелодраматические истории о призраках, то лучше обратить взор на популярную ленту «Привидение» Джерри Цукера, эксплуатирующую аналогичный сюжет.