Взращенный «дозорами», «елками» и «ироничными продолжениями», режиссер умудрился совместить коммерческий продукт с просьбой предоставить политическое убежище.
…В одной далекой-далекой от здравого смысла альтернативной галактике проживает мальчик Эйб Линкольн, будущий 16-й президент Соединенных Штатов Америки, символ национального единства и автомобиль класса «люкс». Его папа пал смертью нищего крепостного крестьянина, а маму покусал работорговец, от чего бедная женщина скончалась. С тех пор Авраам поклялся найти поганого вампира и задушить собственными руками.
Прошли годы. Эйб возмужал, отрастил баки и те самые руки, коими он намеревается подать к столу холодное блюдо возмездия. Но убить вампира нелегко, ведь он не столько мертв, сколько бессмертен. Есть правила игры и некий Генри Стерджесс намерен посвятить Авраама в святая святых «100 верных способов уничтожения кровососов». Взамен он просит Линкольна оставить бренный мир, вести себя тихо, прикинуться ветошью и не отсвечивать. Только так, по его словам, можно искоренить заразу из всех слоев общества.
Но юный Авраам, одержимый ненавистью, ослушался своего учителя. Сначала он нарушил клятву безбрачия, а потом и вовсе развязал гражданскую войну, навлекая на себя праведный гнев голодных вампиров из южных штатов, коих рабовладельческий строй устраивал в качестве ширмы. Война войной, а обед — по расписанию. Заручившись поддержкой потомков Дракулы, южане предательски штурмуют президентские войска. Пора Линкольну доставать из пыльного чулана свой верный топор и начинать самостоятельно рубить головы с плеч. Позади Вашингтон и отступать некуда…
А ведь какой замечательный был план: организовать диверсию в тылу потенциального противника и дестабилизировать его патриотизм. Казалось, что Бекмамбетов, усердно клонировавший американские блокбастеры на родине, вдруг взялся за ум и решил обстебать врага на его же поле. Но нет, это всего лишь экранизация романа модного автора Сета Грэма-Смита, молодого писателя, мнящего себя разрушителем шаблонов. Его книги в жанре «мэшап» (от английского «смешение») уже стали бестселлерами в Америке, а подобный материал обычно не залеживается. Бекмамбетов выкупил права на экранизацию совместно с Тимом Бертоном, большим поклонником таланта писателя. Бертон даже позволил тому написать сценарий к «Мрачным теням», хотя особым успехом затея не увенчалась.
Учитывая, что «Президент Линкольн» потерпел унизительное финансовое фиаско в прокате, судьба киноверсии «Гордости и предубеждения и зомби» (тоже за авторством Грэма-Смита), коей заведует Натали Портман, может не сложиться. «Куда же ты так спешил?» — взывает огорченная Натали к Тимуру, но тут известно: кто успел, тот и съел. А уж Бекмамбетов не привык долго проводить рекогносцировку местности. Хотя можно было догадаться, что немногие американцы с удовольствием воспримут тот факт, что их национальный герой гоняет по экрану вампиров. Потому как авторы задумывали снять пародийный трэш, а получилось почему-то пафосное и не в меру серьезное кино, где реальные исторические факты склоняются в угоду больной фантазии создателей.
Впрочем, какое нам дело, как новейшие литераторы и кинодеятели извращаются, чтобы привлечь внимание к своим опусам? В конце концов, если действо книги увлекает, а картинка фильма захватывает дух, то сюжет уже не столь важен. Однако и в этом аспекте похвалиться «Президенту Линкольну» нечем. Спрашивается, на что были безвозвратно убиты 69 миллионов вечнозеленых денег? Авторы так торопились испечь свой «горячий пирожок», что даже не удосужились тщательно отследить финальный монтаж ленты, который изобилует множественными киноляпами и нестыковками. А слоу-мо эффекты, коими славится фирменный визуальный стиль Бекмамбетова, угрожающе заполоняют собой добрую треть фильма. Тимур делает вид, что не было «Матрицы», «Макса Пэйна» и «300 спартанцев», но ведь они были и намного раньше.
Вот и получается, что как продюсер создатель «Дозоров» куда более успешен, нежели режиссер. По крайней мере, он тонко чувствует «конъюнктуру рынка», в то время как его кинематографические способности скудны и ограничены рамками шаблонов. Этакий Уве Болл местного разлива. Вопрос в другом: куда смотрел обычно дальновидный и проницательный Тим Бертон, коего уж точно не назовешь штамповщиком? Или желание по-быстрому отлить в граните продаваемый бестселлер затмило глаза? Спешка хороша при ловле блох, а не охоте на вампиров.
А может, мы слишком суровы к Тимуру Нуруахитовичу? Он ведь сам признавался, что для него работа в Америке — всего лишь командировка. Только вот наш студент по обмену что-то слишком засиделся в гостях. Вон уже на горизонте маячит сиквел «Особо опасного». Чего мы, собственно, ждали? Бекмамбетов честно взял «бульварное чтиво» и создал на его основе аттракцион с конями, топорами и кровопийцами. Последние, кстати, получились на редкость убедительными и уж точно не в модном тренде нынешних подростковых готических опусов. Да, редкие сцены «Президента Линкольна» можно признать удачными. Правда, плохо прорисованный на компьютере экшн вызывает у нынешней, приевшейся зрелищами публики закономерное «фи». Слава Богу, что на 3D и IMAX не замахнулись, а ограничились позором в малых дозах.
Ходят слухи, что Бекмамбетов изобретает Киноязык — технологию, позволяющую напрямую переводить сценарии в кино посредством компьютерной обработки. Но, судя по качеству его последних режиссерских и продюсерских проектов, Киноязык уже действует в полную силу. «Президент Линкольн» тому ярчайшее подтверждение: разрекламированная пустышка с пафосными диалогами и кровавым членовредительством. Собственно, единственное, что привлекало в ленте — это возможность убедиться, что даже жизнь Авраама Линкольна можно легко превратить в фарс. С нетерпением ждем продолжения — «Барак Обама против Хищника».