Что посмотреть из советского периода? Детективы Евгения Татарского

Реклама
Грандмастер

Буквально на днях в СМИ промелькнула новость о том, что «наше все» Федя Бондарчук взялся за восстановление киностудии «Ленфильм». Славной, между прочим, студии, в свое время подарившей нам и зрителям капиталистических стран такие шедевры, как «Чапаев», «Небесный тихоход», «Республика ШКИД», «Белое солнце пустыни», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» и «Особенности национальной охоты».

Но не об этих в разной степени замечательных фильмах сейчас пойдет речь, а о некоторых работах известного питерского режиссера Евгения Татарского, украсившего своим талантом и без того именитый «Ленфильм».

Вы будете удивлены, но будущий мастер криминального жанра своей дипломной работой обязан «Денискиным рассказам» Виктора Драгунского. Нет, это не знаменитое «Где это видано, где это слыхано», а действительно почти детективная история под названием «Пожар во флигеле». Короткометражный фильм, по всей видимости, устроил комиссию. И Татарскому включили зеленый свет.

Его первым заметным фильмом стала небезызвестная «Золотая мина» — двухсерийный советский боевик о том, как злостный рецидивист, бежавший из тюрьмы, пытается тайком раскопать собственноручно закопанный клад с награбленным. И здесь мы впервые сталкивается с фирменным почерком Татарского, который умело раскручивает детективную историю с множеством персонажей, так или иначе связанных друг с другом. Как обычно, лента была создана «по заказу министерства», следовательно, была предельно политкорректной и правильной до мозга костей. Что не помешало «Золотой мине», дебютировавшей на советском ТВ 24 июня 1978 года стать телехитом сезона.

Реклама

На момент съемок картины Татарскому было уже 39 лет, ведь в кино он пришел относительно поздно. Может быть, поэтому главную роль он доверил не своему ровеснику Евгению Киндинову, а маститому актеру Михаилу Глузскому. Что весьма характерно для большинства работ режиссера, где ведущий сыщик — умудренный опытом и знаниями человеческой натуры ветеран. Впрочем, Глузский, хоть и ведет за собой дело, все же в экшне занимает место второстепенное. Широкоплечий и рослый Киндинов, в типично советском кондовом прикиде, внешне на супергероя не похож, но уверенно справляется как с рутиной сыска, так и с редкими, но меткими сценами действия.

Что интересно, злодея в «Золотой мине» поручили Олегу Далю, актеру с необычайной харизмой и обаянием. Даль, как водится, в любом образе был совершенен и неповторим, будь то милый дурачок Иванушка, хлюпик-любовник в гайдаевском «Не может быть» или уголовник с холодным, пронзительным взглядом в «Золотой мине». К слову, исполнитель и постановщик быстро нашли общий язык и очень скоро порадовали нас совместной работой — интеллектуально-изысканным и обаятельным ретро-детективом

Реклама
«Приключения принца Флоризеля», где Даль уже сыграл совсем иную и бесспорно одну из лучших своих ролей.

В 1981 году, после кратковременного возвращения в детский жанр (лента «Лялька Руслан и его друг Санька») Татарский вновь возвращается к излюбленной тематике, однако на этот раз заказ министерства требовал возвращения к истокам. Посему фильм «Без видимых причин» рассказывает о событиях давно минувших, но еще памятных дней гражданской войны, когда бравые красноармейцы «лечили» отчизну от белогвардейщины. Само собой, красные начинают и выигрывают, и в этом плане интриги ноль, но снова Татарский и его сценарист Сергей Александров («Прощальная гастроль «Артиста») лихо закручивают сюжет, каждые пять минут меняя правила игры.

Реклама

Ведущие роли поделены между авторитетным Эрнстом Романовым и ровесником режиссера — актером Львом Прыгуновым. Киндинов здесь тоже засветился, но уже как отрицательный персонаж, как, кстати, и во «Флоризеле».

«Без видимых причин» вышла на волне интереса к тематике гражданской войны, аккурат после громогласной премьеры двух первых частей долгоиграющего киносериала «Государственная граница». В нашем случае дело происходит в 1921 году, в небольшом городке, где помимо стандартных развлечений вроде театра самодеятельности имеется тюрьма строгого режима для «белой контры». Ее начальник Камчатов (Романов) вынужден управляться с постоянно растущим контингентом, да еще по мере сил отбиваться от банды есаула Мещерякова, совершающего набеги из лесу. А тут еще как назло приходит телеграмма, сообщающая о появлении в городе матерого контрразведчика Овчинникова.

Реклама

Фильм получился коротким, но зрелищным. Особенно любителей жанра порадует залихватски используемая «теория заговора», когда чуть ли не каждый персонаж играет в «фантомаса». Одна из первых ролей будущего гардемарина Шевелькова будет молниеносной, но яркой, тогда как Михаил Кононов уже успел полюбиться зрителям в «Большой перемене», а красавица Ирина Алферова — в советской экранизации «Трех мушкетеров». Да, лица все знакомые. Взять того же Игоря Дмитриева, который вновь после «Золотой мины», где он сыграл нечистого на руку пластического хирурга, появляется в небольшой, но запоминающейся роли театрального режиссера.

Вслед за этим в работе Татарского следует трехлетний перерыв, после чего он выпускает на отечественный телеэкран трехсерийный детектив

Реклама
«Колье Шарлотты» по мотивам романа Анатолия Ромова «Таможенный досмотр». Несмотря на легко узнаваемую манеру и стиль, данная работа, можно смело сказать, является одной из самых слабых и не зрелищных в фильмографии режиссера. Может, потому, что для экранизации был выбран не совсем (точнее, совсем не) динамичный сюжет, а может, Татарский устал отрабатывать заказы и работал без особого энтузиазма.

От чекистов и уголовного розыска автор ожидаемо перешел на верхнюю ступеньку: в основе сюжета «Колье Шарлотты» лежит история противостояния КГБ и неуловимых спекулянтов-фарцовщиков, пытающихся всеми правдами и неправдами выгодно реализовать забугорным коллекционерам раритетную драгоценность. Как всегда, сложную цепочку махинаций, убийств и правонарушений расследуют двое — маститый полковник Серегин (Кирилл Лавров) и его молодой протеже Антон Павлов (Вадим Ледогоров). Дуэт получился довольно интересным — дотошный, преданный делу и отчизне ветеран сыска и неопытный, но горячий стажер. И если Лавров на тот момент уже являлся одним из самых известных актеров СССР, то Вадим (кстати, сын Игоря Ледогорова) успел засветиться лишь в сериале «Люди и дельфины», а также в фантастическом фильме «Через тернии к звездам». В обоих случаях он работал в паре с отцом.

Реклама

«Колье Шарлотты», несмотря на интересную задумку, страдает от перегруженности деталями и слишком уж скрупулезного переноса на экран. Фактически, третья серия — лишняя. Сжав картину до привычного двухсерийного формата, авторы бы выгадали в динамике, но, видимо, задача стояла не снять увлекательный триллер, а глубже копнуть в «гнилую» среду преступников, растаскивающих антиквариат.

После относительного успеха забавной комедии «Джек Восьмеркин — американец» Татарский, как и большинство талантливых режиссеров, в девяностые «потерялся» на смене эпох. И если в «Презумпции невиновности» с Полищук и Куравлевым почерк еще угадывался, то на последующих работах «потеря генеральной линии» сказалась сильно. Вплоть до конца девяностых Татарский маялся непонятными проектами, пока мастера не пригласили поучаствовать в разработке телесериала «Улицы разбитых фонарей». И с тех пор Евгений Маркович подвизался на телевидении уже российском, где его незаменимый опыт весьма пригодился в таких популярных криминальных постановках, как «Убойная сила» и «Ниро Вульф и Арчи Гудвин».

Реклама