Времена меняются. Современная индийская молодежь отличается от представительниц классического индийского кино: Зиты и Гиты. Они носят джинсы и слушают европейскую музыку, смотрят американские фильмы. А вот свадьба действительно остается смыслом жизни каждой девушки.
Народ в Индии и Пакистане, прямо скажем, не богат. Выходцы из зажиточных семей, живущих в крупных городах, стараются получить образование или устроиться на работу за границей.
Основной обязанностью мужчины является материальное обеспечение семьи, а женщины, конечно же, ведение домашнего хозяйства. Большой объем ручной работы, по причине низкого уровня жизни, а также национальная традиция иметь много детей приводят к тому, что ходить на работу женщине просто некогда.
Вот и тут действует принцип: «деньги к деньгам». Женщины из зажиточных семей имеют возможность учиться, получить профессию и работать, что-то в жизни увидеть. Но таких — единицы. Основная масса женщин — домохозяйки.
Монотонная домашняя работа, большие семьи и практически никакого контакта с внешним миром, только походы в магазин за продуктами и одеждой. При таком образе жизни единственным развлечением являются праздники.
Индийские праздники, на которых собирается вся родня, которые сопровождаются обильной едой, танцами, песнями, где присутствуют сотни человек. Это не только душевный отдых для жен и дочерей, тонны вкусной еды для мужчин, но и возможность для девушек и парней себя показать и присмотреть кого-то себе в пару.
Несмотря на то что современные девушки позволяют себе без сопровождения отправиться в магазин (где при желании можно поговорить с парнем), общественная мораль настолько контролирует отношения, что и тут для греха нет возможности.
У жителя маленького города практически нет ни одного шанса, выходя на улицу, остаться незамеченным. Обязательно встретится кто-то из соседей или родственников, с кем они недавно пели и танцевали на празднике. А те, если увидят, то обязательно поинтересуются у родни, а с кем это ваш/ваша деточка разговаривал/а? Или подойдут поздороваться и спросят без стеснения. Потому что в результате пышных праздников все всех знают, как в деревне.
Родители зачастую живут в одном доме с семьями детей и не просто вмешиваются в их жизнь, а контролируют до самой своей смерти. Если муж или жена неправильно себя повели, родители не упустят случая прочитать наставления обоим.
В обществе соблюдается практически культовый принцип: «пожилых людей всегда, все и везде обязаны слушать». Совершенно незнакомый дедушка или бабуля могут сделать замечание незнакомцу, и он их обязан послушать. Впрочем, так же совершенно неожиданно можно получить благословение.
В начале моего знакомства с индийской культурой меня это просто шокировало. Видимо, своей улыбчивостью и сердечным отношением я покоряла бабушек, поэтому они то и дело трепали меня за щеки, обтирали мне лицо ладонями и даже наклонялись обнять и поцеловать (слава Богу, в щеку). Местные девушки говорили мне: «О, видишь, какая ты счастливая, тебя благословляют!»
При таком тотальном контроле становится очевидным, что выбрать себе мужа или жену без согласия старших членов семьи просто невозможно.
Девушкам, родители которых получили образование в Европе, могут разрешить встречаться с молодым человеком, при условии, что родители познакомятся с ним и, конечно, его семьей. В этом случае «честь» девушки находится уже под ответственностью не только ее семьи, но и семьи парня.
Вроде демократия наклевывается, можно повстречаться, узнать друг друга, а вот и нет. О том, что кто-то с кем-то встречается, знают, опять же, толпы соседей и родственников. Так что особо разгуляться парням не удается. Не нравится девушка — один, максимум два, раза родители позволят усомниться, а нет — найдут жену и баста. Обязан жениться. Нечего семью позорить.
То есть в жизни, как в кино. Как это бывает в кино, вы и сами знаете. А вот, что в кино не показывают, так это то, как происходит процесс «встречания».
Как вы уже догадались, и тут все зависит от демократичности родителей. Проявлением наибольшей лояльности служит разрешение на совместные прогулки по принципу «принял-сдал» девушку из рук в руки (родительские, безусловно).
К более консервативным красавицам молодой человек приходит в дом, в роли гостя. И так он ходит и ходит, до тех пор, пока сам не решит, что пора просить руки. Или семья примет решение за него.
В самом незавидном положении находятся девушки, которые до свадьбы не видят своего мужа. Да-да, это происходит и в наши дни. Странно слышать, а уж поверьте, как странно видеть своими глазами. Радует то, что существует фотоаппарат, и девушке могут показать фотографию будущего мужа. Еще больше радует существование мобильного телефона и Интернета. Потому что красавицы, живущие в городах, могут хотя бы переписываться и разговаривать по телефону с человеком, с которым придется скоро жить вместе и спать в одной постели. Длительность такого виртуального общения может измеряться месяцами и даже годами.
…Аиша сказала, что очень любит своего будущего мужа. На мой вопрос: «Как же это возможно, ты же его не видела?» она ответила: «А мне мама его фотографию показывала. Да и он меня любит. Он мне каждый день звонит». А звонит он, как оказалось, уже 4 года. «А вдруг он не женится на тебе?» — спросила я, как славянка, привыкшая к подвохам с мужской стороны. «Женится, потому что родители уже знакомы и все об этом знают».
Диковато как-то.
Но и это еще не пик культурного шока. Всем нам известно понятие «помолвка». Что же такое «помолвка по-индийски»? Это очередной праздник на несколько сотен (честное слово, сотен!) человек, на котором все приглашенные становятся свидетелями того, что перед ними будущие муж и жена. По сути своей, это та же свадьба, только молодые еще не имеют права жить вместе, а имущественные права уже вступают в силу.
После помолвки начинается не просто подготовка к свадьбе, а покупка вещей в дом или строительство дополнительного этажа в доме или пристройки для будущей молодой семьи. Встречи уже официально разрешены, но «без глупостей».
Теперь о самом страшном, на мой взгляд. После помолвки до свадьбы может пройти… еще несколько месяцев или лет. Каждый уважающий себя индус или пакистанец стремится за это время подкопить денег на свадьбу (опять на несколько сотен человек) и на начальное хозяйство. Ради этого многочисленные родственники помогают жениху отправиться на заработки в большой город или в другую страну (например, в Эмиратах очень любят такую дешевую рабочую силу).
А теперь представьте, во что превращаются эти месяцы или годы ожидания свадьбы для молодых: для жениха, который горбатится вдали от семьи ради своей призрачной мечты, и для невесты, которая получила какую-то надежду на перемены в своей монотонной жизни.
Добавлю еще, что стоимость праздничных сари колеблется от 150 до 2000 долларов. Качество свадебных драгоценностей зависит от достатка семьи невесты. Они могут быть металлическими или золотыми. Но ожерелье — это, по свадебной традиции, подарок жениха. Тут скромничать нельзя. Стоимость ожерелья показывает, на какие жертвы ради невесты готов жених и его семья.
Теперь я понимаю, почему в каждом индийском фильме есть свадьба: большего потрясения и испытания в жизни индуса или пакистанца не придумаешь.