О некоторых из этих песен я уже писал
, но тогда я коснулся лишь хитов, написанных совместно с поэтом Ильёй Кормильцевым. Однако некоторые песни Бутусов написал полностью сам, и среди них тоже немало известных.«Последнее Письмо» (1985)
Первым крупным хитом НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА стала песня, которую все обычно называют «Гуд-бай, Америка». Поначалу она входила в первый более-менее внятный альбом группы «Невидимка». Однако большинство народа знает её по пластинке «Князь Тишины» 1988 года, и при знакомстве с первой версией неизменно удивляется — где же знаменитая партия саксофона — главная изюминка песни?
Дело в том, что саксофонист Алексей Могилевский в группе появился несколько позже, но, по моему мнению, именно он довёл многие песни группы до нужного уровня «хитовости». Не исключение и «Гуд-бай, Америка», которая особенно эффектно смотрелась на концертных выступлениях. Обычно она завершала программу, и в заключительном проигрыше музыканты поочерёдно покидали сцену. В конце на сцене оставался один Могилевский, и его одинокая саксофонная партия повисала воздухе красивой кодой.
Забавно, что на альбом «Невидимка» «Гуд-бай, Америка» попала случайно. Всё задуманное уже было записано, но альбом показался музыкантам чересчур коротким.
В. Бутусов:
«У меня был набросок, который я хотел сделать в стиле raggae — это было модно тогда. Хотел, но не смог: времени не было. А тут взял Yamaha PS-55 — была у нас такая клавишная, в ней были заложены уже ритмические эффекты, звуки всякие. Врубаешь, а там сразу все играет, и ты ничего поправить не можешь, ниче. Врубили мы эту румбу, и думаем, во как круто — все играет как в шарманке. И я под эту румбу записал вокал. Вокал пришлось записывать дома, ночью, навесив вокруг одеяла и одежды для звукоизоляции».
На конверте пластинки «Князь Тишины» мы можем увидеть в соавторах текста и басиста группы — Дмитрия Умецкого. Что именно он добавил и в без того бесхитростный и короткий текст, до сих пор непонятно.
Текст был бесхитростен, но весьма показателен. Тогда — в 1980-х годах — большинство советской молодёжи воспринимало США как некое «Рио-де-Жанейро» Остапа Бендера — чудесный рай, полный ярких красок, где «все ходят в белых штанах». Слова «Мэйд ин Ю-Эс-ЭЙ» звучали не менее притягательно, чем звуки западной рок-музыки. Именно на эти настроения прекрасно легла песня Бутусова, и стала большим хитом. Хотя сам автор писал её в более романтическом ключе.
В. Бутусов:
«У меня было ощущение такого рода: по тем временам я воспринимал Америку как легенду, как миф какой-то. Миф, который мы сами себе и придумали, потому что реально мы не представляли себе, что там. У меня ассоциации с Америкой были такие: Гойко Митич как индеец, Фенимор Купер, и так далее… А писал я от лица человека, который прощался с детством, он уходил в самостоятельное плавание. Я сам тогда уехал от родителей. Мне было 20 лет…
Там, по-моему, чувствуется, что человек впросак попал, так что-то спел под караоке. Мы серьезно к этой песне не относились, а слушатели почему-то наоборот отнеслись серьезно. Наши звукооператоры той поры, пытливые такие, послушали и сказали: „О, ну это хит будет“. …Для меня успех этой композиции — загадка и по сей день».
Во время гастролей в Финляндии в 1988 году песню даже перевели на английский язык, однако Бутусов умудрился спеть её так, что финны перехода с русского на английский даже не заметили.
В 2000 году была написана, наверное, самая смешная и трогательная версия «Гуд-бай, Америки» для к/ф «Брат-2», где её исполнял тоненькими голосочками детский хор.
Ну, а строчки
«Снежные Волки» (1986)
Имя Насти Полевой нашим рок-меломанам должно быть известно хорошо, хотя её изысканная музыка массовой народной любовью особо не пользовалась. При этом одни из самых популярных песен певицы написал в начале карьеры именно Бутусов. Это и «Клипсо-Каллипсо» на стихи Кормильцева, и особенно «Снежные Волки», которую Бутусов написал полностью сам в подарок боевой рок-подруге.
В этой чарующей балладе-ужастике о демонических белых волках, окруживших дом, ломкий голос Насти звучит особенно выигрышно. Текст был слегка коряв, но в целом неплох. Единственное, что меня в нём смущало — так это непонятные «беглые толки». Лишь спустя время я узнал, что толки или согласия — это разновидности отдельных религиозных направлений у русских старообрядцев. Наверное, для музыкантов с Урала, куда в своё время и бежали старообрядцы, это слово было не в диковинку.
«Снежных волков» Настя очень часто исполняла на концертах, но по непонятным причинам на её первый сольный альбом песня не попала. Лишь спустя 10 лет она была перезаписана для альбома «Море Сиам» (1987), на неё сняли клип, а спустя время и старая версия вошла, как бонус, в переиздание альбома «Тацу» 1987 года. Самую же забавную версию можно услышать в альбом Насти «С тобой и без тебя», где собраны раритетные записи 1985 года. Там на демо «Снежных волков» можно услышать голос маленькой Ани — первой дочки Бутусова.
«Хлоп-хлоп» (1986)
Честно говоря, какими-то особо поэтическими достоинствами тексты Бутусова не блещут. Кстати, самокритичный Вячеслав всегда это и сам понимал. Поэтому я очень удивился, когда узнал, что текст песни «Хлоп-хлоп», прозванный в народе «Гороховые зёрна», написал Бутусов. Уж больно он походил на тексты Кормильцева — в меру социальные, в меру метафоричные.
Песня входила в альбом «Разлука» 1986 года — тот альбом, который и вывел никому не известную свердловскую группу на вершины популярности. Социальный подтекст «Зёрен» был вполне ясен — это некий кивок в советскую систему воспитания молодёжи — октябрята, пионеры, комсомольцы
Журнал «УРАЛЬСКИЙ СЛЕДОПЫТ», 1988:
«Считаете ли вы виновными во всех проблемах людей „скованных одной цепью“, или виновны также „гороховые зерна“?»
В. БУТУСОВ: В число скованных мы ведь включаем и тех, которые не несут в себе отрицательного заряда. Точно так же гороховые зерна могут быть всякими: спелыми, незрелыми, с гнильцой и без оной. Этот вопрос — вопрос об отношениях между двумя поколениями, вот и все. И я не могу однозначно ответить, жизнь ли такова, что растащила их друг от друга, и кто больше виноват. Ведь иногда непонятый отец-ретроград фигура более трагичная, чем непонятый сын-революционер…"
Музыкально песня «Хлоп-хлоп» просто отличная, хотя и довольно простая — три блатных аккорда (по-моему, она была второй песней, которую я освоил на гитаре). Версия на «Разлуке» хоть и считается канонической, по драйву и по звуку сильно уступает концертному варианту, вошедшему на диск «Некоммуникабельность». Написаны «Зёрна» были под впечатлением от песни «Ubangi Stomp» группы STRAY CATS, как вспоминал сам Бутусов, «чтобы прокричаться и выпустить пар».
Из интервью с В. Бутусовым, «АиФ» 2011:
«АиФ: — Особенно актуально звучат строчки из песни „Хлоп-хлоп“ — „Нас растят и нас же сушат для того, чтоб только кушать“…
В.Б.: — Эти строчки будут актуальны всегда. Так как суть взаимоотношений отдельного человека и государства не меняется уже много тысяч лет. Когда-то нарушив систему небесной иерархии, мы постоянно пребываем в бардаке и так или иначе пытаемся навести порядок. Но поскольку мы космические тела, то всё равно подсознательно стремимся к состоянию покоя, к сохранению энергии. Тем не менее, нас продолжает корёжить, и мы соответствующим образом на это реагируем. Мне кажется, это неестественно для человека».
На этом пока всё. О других песнях Бутусова читайте в следующей статье.