В далеком 1924 году в СССР только зародилось радиовещание. А уже в 31-м на радио устроился работать семнадцатилетний паренек Юра, чей голос впоследствии станет одним из величайших символов целой эпохи…
Даже сейчас практически каждый из нас, заслышав «От Советского Информбюро…», наверняка невольно ощущает, что вот-вот ему откроется нечто важное, грандиозное, мурашки пробегают по коже. Этот тембр и эти интонации не спутаешь ни с какими другими! «Говорит Москва!» Говорит Юрий ЛЕВИТАН
Сегодня мы совершенно по-другому относимся к радио. То, что лепечет очередной диджей, обычно пропускается мимо ушей — да и правильно! Незачем засорять себе мозг. Хватит с нас рекламы!.. Когда-то все было иначе. Того же легендарного теперь Левитана далеко не сразу взяли на работу диктором. Ему пришлось изрядно поработать, чтобы избавиться от своего акцента и оканья. Ведь диктор должен был не просто говорить — а говорить грамотно, правильно, он должен был быть образцом культуры речи для многомиллионного населения страны. Увы, сейчас мало о ком из диджеев радио можно сказать что-то подобное… Но речь не об этом…
Говорят, Гитлер первым делом после взятия Москвы обещал повесить Левитана. Почему?.. С замиранием сердца люди во всех уголках страны слушали ежедневные сводки новостей с фронта. И какими бы ни были эти новости, спокойный и уверенный голос из радиоприемников вселял надежду, дарил веру в победу, воодушевлял, возрождал силу духа.
Прошло время. Окончилась война. Жизнь постепенно вошла в новое русло. Но письма с незамысловатым адресом «Москва. Левитану» продолжали идти этому удивительному человеку отовсюду. В них были и слова благодарности, и просьбы о помощи или совете. И каждому он старался помочь, чем мог. Рассказывают, что однажды он целую ночь метался по всей Москве в поисках какого-то редкого лекарства для одной женщины. Лекарство было нужно срочно. И он нашел его — женщина была спасена…
… Великая Отечественная война в прошлом. И с каждым днем все меньше и меньше становится ее героев, тех, кто воочию видел весь ее кошмар и прошел через ее пекло. А наше время — жесткое и часто даже жестокое, несмотря на то, что за окном не громыхают танки и не слышно «мессеров». В нем есть свои ужасы и страхи. Но кроме этого, время наше требует от нас многого. Нужно все успеть. Нужно во всем быть профессионалом. Нужно брать по максимуму от всего и всех. И в этой безумной гонке мы часто забываем о том, что, прежде всего, мы — ЛЮДИ. Мало быть профессионалом, мало добиться всех поставленных целей, мало достичь всех вершин. Важно не очерстветь и не стать равнодушным. Важно чувствовать себя частью единого большого организма — человечества. Важно самому быть ЧЕЛОВЕКОМ.
Поэтому мы и вспоминаем о таких людях, как Юрий Левитан. Не просто потому, что это был настоящий профессионал своего дела. И даже не потому, что его имя стало легендой… Ему чужда была гордыня, он не знал «звездной болезни», до конца дней он отдавал всего себя работе. Но даже полученные звания Заслуженного артиста РСФСР и Народного артиста СССР — это малые капли в море народной любви и признания. Думаю, нам — ныне живущим — есть чему поучиться у него. Прежде всего — ЧЕЛОВЕЧНОСТИ. Наверное, она и была той искрой, которая когда-то разжигала в сердцах ВЕРУ, НАДЕЖДУ и ЛЮБОВЬ и даже сейчас не оставляет равнодушными тех, кто уже лишь в документальных хрониках иногда слышит: «От Советского Информбюро!..»