В грядущие выходные мы сможем лицезреть экранизацию романа Джека Керуака «В дороге» с Кристен Стюарт, возвращение на большой экран Жана-Клода ван Дамма в четвертой по счету части «Универсального солдата», новые приключения бывшего агента ЦРУ Брайана Миллса в сиквеле ураганного боевика «Заложница 2», а также киноверсию российского книжного бестселлера «ДухLess» Сергея Минаева.
1. «На дороге» (On the Road, 2012)
Как это ни странно, но творчество «короля битников» Джека Керуака, одного из самых значительных американских писателей 50−60 годов ХХ века, с кинематографом находится в контрах. За последние полвека лишь две его книги были превращены в полнометражные фильмы, и «На дороге» Уолтера Саллеса — второй из них. Во многом автобиографичный роман, учитывая, что сам Керуак большую часть своей жизни не сидел на месте, постоянно скитаясь по просторам родины. Эта книга стала культовой для целого поколения, и посему к ее экранизации необходимо было подойти со всей ответственностью.
Увы, бразилец Уолтер Саллес, несмотря на впечатляющий список наград, не сумел до конца прочувствовать всю глубину и отчаяние «разбитого поколения», выплеснутые писателем на страницы своего шедевра. Да и вряд ли кто сегодня сможет понять, почему «На дороге» (или «В дороге») вдохновлял таких знаменитых людей, как писатель Кен Кизи или певец и поэт Боб Дилан. Времена и нравы другие. Чтобы хоть как-то приблизить те реалии к дню нынешнему, главные роли отдали узнаваемым лицам — Кристен Стюарт («Сумерки»), Гаррету Хедлунду («Трон: Наследие») и Сэму Райли («13»). Бразильский режиссер хотя бы заставил Стюарт изобразить больше, чем две эмоции на личике, а это дорогого стоит.
2. «Универсальный солдат 4» (Universal Soldier: Day of Reckoning, 2012)
Давненько Жан-Клод Ван Дамм не выходил в России в широкий прокат. Не являясь большим поклонником бельгийца, я, как и миллионы соотечественников, заставших эпоху видеосалонов, все же с интересом следил за перипетиями «Кикбоксера» и «Кровавого спорта». Но с той поры утекло много воды и ЖКВД нынче уже совсем не тот. Фактически, и четвертый по счету «Универсальный солдат» обязан своим присутствием в сетке кинотеатров только недавним «Неудержимым 2», где все трое (Ван Дамм, Лундгрен и Скотт Эдкинс) присутствовали.
Забавно, что Жан-Клод, столь упорно пестовавший в своей фильмографии образы положительных парней, внезапно переметнулся на темную сторону и в последнее время больше тяготеет к ролям мерзавцев и злодеев. Кстати, возможно, кого-то разочарую, но в этом фильме ни он, ни его напарник, белокурый швед Лундгрен, не являются гвоздем программы. Главную партию авторы поручили Эдкинсу, что уже само по себе — не фонтан. А если учесть очень скудный бюджет картины и примитивнейший сценарий, то окромя зубодробительных сцен и размашистых драк с применением подручных предметов — смотреть в ленте не на что. Этакий боевичок с приветом из 90-х, но морально устаревший по всем аспектам еще на стадии создания.
3. «Заложница 2» (Taken 2, 2012)
Совсем иная ситуация с картиной Оливье Мегатона, который под давлением продюсера Люка Бессона решился продолжить приключения бравого ЦРУ-шника Брайана Миллса в исполнении великолепного Лиама Нисона. Напомню, пять лет назад первая «Заложница» неожиданно для создателей стала мировым хитом, окупив свой бюджет более чем в 10 раз. И все благодаря Нисону, который превратил заурядный экшн в поистине крышесносящее зрелище. Сам актер после этого окончательно превратился в суперзвезду, а на улице Бессона-продюсера, нещадно и не слишком успешно клепавшего подобные сюжетики на протяжении 15 лет, наконец-то наступил праздник.
Очевидно, что залогом успеха оригинала стал не просто классно поставленный экшн (в том же «Перевозчике 3» Мегатон тоже неплохо оторвался на пару с Джейсоном Стэтхэмом), но грамотная история, построенная на праведном гневе отца, вызволяющего из алчных лап работорговцев свою единственную дочь. Дабы сиквел, в который вбухали уже не 25, а все 80 млн долл., смог тягаться с первой частью на равных, авторы решили принципиальных изменений избегать. И снова Лиам Нисон спасает себя и свою семью от притязаний родственников убиенных им подонков из первого фильма. Отличным подспорьем станет и участие в фильме актера Раде Шербеджия, которому выдана партия главного злодея.
4. «ДухLess» (2012)
Вот и чтиво Сергея Минаева дождалось. Неблагодарное дело — пинать современных авторов, но творчество этого странного и весьма неадекватного в суждениях и высказываниях персонажа обладает неким зомбирующим эффектом. Ведь читают же, покупают и даже кое-где восхищаются. Впрочем, даже у Донцовой есть масса поклонников, что уж до Минаева, который считается искусным компилятором и дешифратором банальных истин на простой и понятный язык «офисного планктона».
Его дебютный роман «ДухLess», изданный в 2006-м, по мнению некоторых, является вольным пересказом «99 франков» Фредерика Бегбедера. Настолько вольным и склоненным к реальностям отечества, что многим читателям, не имеющим представления о первоисточнике этих мыслей, может показаться, что Минаев весьма оригинален. Однако все познается в сравнении.
Разумеется, отечественный кинематограф не мог обойти минаевскую прозу стороной, как не смог устоять в свое время от соблазна экранизировать Пелевина. Особого взгляда не получилось, да и за шесть минувших лет многое изменилось. Посмотреть «это» можно, но из чистого любопытства. Тем более что фильм совсем неплох, как и исполнитель главной роли — Данила Козловский. Но не ждите откровений, хотя любое самостоятельное, не навеянное извне кинопроизведение в России — уже некий феномен.
5. «Порочная страсть» (Arbitrage, 2012)
Перевести «Арбитраж» как «Порочная страсть» — это, конечно, высший пилотаж. Хотя если бы этому откровенно скучному фильму придали оригинальное и не менее тоскливое название, то никакими Ричардами Гирами зрителей в кинотеатр не заманили бы. А так у аудитории есть надежды, что на экране будет разыграна очередная роковая история любви, в коих маэстро Гир — большой мастак. Увы, спешу вас «обрадовать», картина Николаса Джареки — утомительная история о том, как крупный бизнесмен вляпался в неприятную историю и пытается из нее правдами и неправдами выкарабкаться. Ситуация жизненная, но совсем не интригующая.
Кроме вышеуказанных фильмов в ограниченном прокате выйдет еще две работы.
Во-первых, российская драма режиссера Владимира Карабанова «Слон», главную роль в которой сыграл небезызвестный Сергей Шнуров. Вот как раз насчет Шнурова и имеются определенные сомнения, ибо актер из него не слишком удачный. А вот история в фильме — и впрямь трогательная, способная вызвать и улыбку, и слезы. Во-вторых, драма «После Люсии» совместного производства Франции и Мексики, которую председатель жюри «Особого взгляда» Каннского кинофестиваля Тим Рот назвал шедевром.