Это одна из самых старых из сохранившихся до нашего времени восточнославянских рукописных книг, состоит она из 294 листов, украшенных прекрасными заставками и тремя большими миниатюрами, изображающими евангелистов Иоанна, Луку и Марка.
Справедливости ради, надо сказать, что дьяк Григорий не один работал над «Остромировым Евангелием» в 1056—1057 годах. Палеографический анализ показал: первые 24 листа отличаются своей каллиграфией от остальных, написанных той же рукой, что и приписка Григория. Третьим почерком написаны заглавия чтений. Кроме того, три миниатюры, которые содержатся в старинной книге (о них речь впереди), выполнены в разных манерах, значит, их писали как минимум три миниатюриста. Но дьякон Григорий, очевидно, был главным и переписал большую часть книги.
Замечательной особенностью «Остромирова Евангелия» являются его заглавные буквы — инициалы. Здесь есть причудливые орнаментальные переплетения, хищные птицы, загадочные человеческие личины, чудовища, фантастические химеры, напоминающие в одних местах собак, в других крокодилов. Но ни один инициал не повторяется дважды…
По всей видимости, посадник Иосиф намеревался вручить книгу сыну Ярослава Мудрого — Изяславу при первом удобном случае. Но он так и не представился — спустя несколько месяцев Иосиф отправился во главе новгородского ополчения «на Чудь» и погиб в одной из многочисленных стычек. А «Остромирово Евангелие» так и не вышло за ворота Софийского собора в Великом Новгороде, где, скорее всего, и нес службу дьякон Григорий.
Судьба этой книги удивительна. Более пяти столетий она находилась в сокровищнице Собора. До тех пор, пока в 1570 году Великий Новгород не осадили войска Ивана Грозного. Город пал, а царь всея Руси, питавший слабость ко всему, что связано со святынями, очевидно, прихватил эту книгу в качестве военного трофея.
Евангелие было привезено в столицу и находилось в Воскресенской дворцовой церкви Московского Кремля. Судя по всему, после смерти Ивана Грозного, о книге просто «забыли», так как обнаружена она была в «большом сундуке» в начале XVIII столетия.
Петр Первый, узнав о книге, осенью 1720 года распорядился перевезти ее в Санкт-Петербург, новую столицу России. Но его указание исполнить так и не удосужились. Пока собирались это сделать, император неожиданно скончался. А след книги потерялся на долгие 80 лет.
Ее обнаружил в 1805 году личный секретарь Екатерины II
Книга была передана Дружининым в тогдашнюю Императорскую Публичную библиотеку в Санкт-Петербурге, где эта святыня хранилась под стеклом в особой витрине. Хранитель древних рукописей этой библиотеки
Спустя 40 лет Академик Федор Иванович Буслаев ввел «Остромирово Евангелие» в курс преподавания истории русского языка. Его диссертация «О влиянии христианства на славянский язык» (1848) имела подзаголовок: «Опыт истории языка по Остромирову Евангелию».
А позже, в середине XIX столетия, для книги был сооружен роскошный переплет-оклад, украшенный драгоценными камнями. Это обстоятельство и сыграло злую шутку с раритетом еще через 80 лет. Случилось это в 1932 году, когда в Отделе рукописей библиотеки испортился водопровод. Человек, пришедший чинить его, увидел серебряный оклад, разбил стекло витрины, содрал оклад, а книгу забросил на один из шкафов. В тот же день преступника нашли, а Евангелие решили больше не переплетать.
После такого испытания древнейшую датированную русскую книгу стали запирать в сейф. В 1957 году Государственная Публичная библиотека торжественно отмечала 900-летие Остромирова Евангелия. К этой дате уникальная рукописная книга была капитально отреставрирована. Работа длилась более полугода. Опытнейшие реставраторы решили не переплетать рукопись: листы были сшиты хирургическим шелком, и этот величайший памятник православной культуры России был положен в специально изготовленный футляр из старого дуба.
Поскольку «Остромирово Евангелие» является одним из драгоценнейших памятников мировой культуры, то доступ к нему имеют только хранители этой книги да самые опытные ученые — языковеды, историки и книговеды. А с недавнего времени эта древняя книга стала доступна и более широкому кругу читателей: в 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси, было выпущено в свет факсимильное издание. Пять тысяч экземпляров этого издания разошлись по свету, и теперь множество любителей древнерусской книги могут изучать этот величайший памятник православной культуры России.